Начало обучения в школе вводит ребенка в новый незнакомый для него мир – мир науки, в котором существуют свои язык, правила и законы. Часто в процессе обучения учитель знакомит ребенка с понятиями, научными объектами, но не создает условий для осмысления закономерностей их связывающих. Осмысление текстов, заданий, умение сравнивать, различать и обобщать, относятся к формированию познавательных УУД.
Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий и их свойства. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
Условия, обеспечивающие развитие УУД:
Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями:
формирование УУД как цель определяет содержание и организацию образовательного процесса;
формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин и внеурочной деятельности;
универсальные учебные действия могут быть сформированы только при выполнении обучающимися учебной работы определенного вида на основании использования педагогами технологий, методов и приемов организации учебной деятельности, адекватных возрасту обучающихся.
Отбор и структурирование содержания образования, определение форм и методов обучения – все это должно учитывать цели формирования конкретных видов УУД.
Формы организации учебного пространства, способствующего формированию УУД.
Урок: – проблемная ситуация; – диалог; – взаимообучения; – свободный урок; – урок разновозрастного сотрудничества и т.д. |
Форма учебной деятельности для постановки и решения учебных задач |
Учебное занятие |
Место различных групповых и индивидуальных практик |
Консультативное занятие |
Форма разрешения проблем младшего школьника по его запросу к педагогу. |
Творческая мастерская |
Для организации навыков творческой коллективной деятельности. |
Конференция, семинар |
Форма подведения итогов творческой деятельности. |
Занятие в малой академии |
Направлено на развитие навыков проектной деятельности по предметам. |
Индивидуальное занятие |
Форма организации деятельности по построению индивидуальных образовательных маршрутов. |
Внеучебные формы |
Место реализации личностных задач и интересов младших школьников. Задача учителя как воспитателя поддерживать хорошие инициативы детей и обеспечивать возможности для их осуществления. |
Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.
Информация по педагогике:
Дидактические требования к занятиям по обучению родному языку
Занятия по развитию речи и обучению родному языку должны отвечать дидактическим требованиям, обоснованным в общей дидактике и предъявляемым и к занятиям по другим разделам программы детского сада. Рассмотрим эти требования: 1. Тщательная предварительная подготовка к занятию. Прежде всего, важно опр ...
Речевая деятельность детей, ее развитие и задачи
Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст его дошкольный и школьный периоды. В раннем детстве у ребенка возникают потребности общ ...
Рекомендации по совершенствованию методики преподавания географии с учетом
результатов ЕНТ 2007 г
Положительные изменения в качестве географического образования экзаменуемых, зафиксированные в 2006 г., безусловно, стали результатом систематической работы учителей и психолога, направленной на достижение учащимися соответствующих требований к уровню подготовки выпускников. Это свидетельствуе ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.