Исследование особенностей межличностного взаимодействия

Страница 2

Для исследования структуры личности ребёнка мы использовали Детский апперцептивный тест (CAT).

Описание методики. Мы показывали ребятам картинки со следующими изображениями: семейство обезьян, бегущие наперегонки лисята, кенгуру с детенышами, лежащий в кроватке зайчик, тигр бегущий за обезьяной. Показывали картинку и говорили: «Посмотри на эту картинку. Расскажи, пожайлуста, о том, что здесь происходит». В процессе рассказа мы уточняли инструкцию, просили ребенка сказать, что предшествовало этой ситуации и чем она закончится, кто из героев ему нравится, а кто нет. Картинки предъявляли по очереди. Первую анализировали совместно с ребенком. По мере развертывания рассказа задавали дополнительные вопросы (что будет дальше, кто нравится и т.д.). Все слова ребенка записывали отдельно на листе бумаги.

При анализе результатов мы обращали внимание на соответствие общего характера рассказа рисунку. В рассказах детей встречались придуманные герои. У ребят наблюдалась тревожность, напряжение, агрессия. Некоторые ребята (Садай М., Саша М., Прияна У.) несоответствовали свой рассказ содержанию изображения. Например, картинку «Лежащий в кроватке зайчик» Садай М. прокомментировал так: зайчику страшно, родители его бросили, оставили одного и ушли гулять на долго.

С помощью этого теста мы удостоверились, что эти дети, действительно, страдают от холодности родителей, у них наблюдаются конкретные страхи (бандиты, собаки), ревность, упрямство.

Для подтверждения данных полученных в результате проведения различных методик, бесед, анкетирования и опроса, а также дополнительного исследования ролевых взаимоотношений в группе и влияния членов группы на индивидуальный опыт каждого участника мы использовали проективный метод исследования, а именно графический тест «Моя семья».

Описание методики. Ребенку предлагались: лист белой бумаги, 6 цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый), ластик. Даём инструкцию: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью». Время выполнения задания не ограничивали. При выполнении задания в протоколе отмечали:

а) последовательность рисования деталей;

б) паузы более 15 секунд;

в) стирание деталей;

г) спонтанные комментарии ребенка;

д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.

После выполнения задания ребёнку задавали вопросы: «Кто тут нарисован? Где они находятся? Что они делают? Им весело или скучно? Почему? Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему? Кто из них самый несчастный? Почему?»

В результате интерпретации рисунков в целом мы можем сказать, что у детей действительно есть проблемы, а именно скованность, напряженность, выраженные отрицательные эмоции.

В рисунке Даши Л. Можно увидеть, что мама и сестра стоят в хороших, благополучных отношениях. Но у самой есть чувство отверженности в семье. Даша использовала темные и однообразные цвета, это свидетельствует о конфликтности и негативном восприятии.

Вова Е. на рисунке изобразил только маму, это говорит о чувстве отверженности и неприятия в семье.

Садай М. на рисунке изобразил человека не связанного с семьёй (девочку), это говорит о том, что у него травматические переживания, связанные с семьёй, чувство отверженности, покинутости, бессилия.

Тест нам дал информацию о внутрисемейных отношениях: о том кто в семье главный, кто для ребенка является авторитетом.

Анализ данных полученных в результате проведенного исследования на стадии констатирующего эксперимента позволил четко спланировать следующий этап нашей работы, учитывая индивидуальные особенности детей, внутрисемейное положение, и скоординировать его направление на развитие коммуникативных навыков в сюжетно-ролевой игре.

Страницы: 1 2 

Информация по педагогике:

Особенности использования современных средств обучения студентов УСПО
В настоящее время, когда Россия определяется с инновационными путями собственного развития, которые отвечают общемировым тенденциям, актуализируются проблемы качества образования. В этих условиях образовательной процесс учреждений СПО призван обеспечить высокий уровень профессиональной подготовки в ...

Понятие универсальных учебных действий и их классификация
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов де ...

Площадь треугольника
Существует несколько формул для вычисления площади треугольника. Рассмотрим те, что изучаются в школе. Первая формула вытекает из формулы площади параллелограмма и предлагается учащимся в виде теоремы: площадь треугольника равна половине произведения его основания на высоту. Доказательство: пусть S ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru