Какие особенности механизма первоначального чтения необходимо учитывать при обучении грамоте

Образование и педагогика » Обучение русскому языку в начальной школе » Какие особенности механизма первоначального чтения необходимо учитывать при обучении грамоте

Страница 1

Существенное расширение языкового материала является необходимым условием для организации активной мыслительной деятельности школьников, связанной с эмоциями, переживаниями, волевым напряжением, для освоения ими адекватных форм и средств общения, для ускоренного формирования навыков чтения и письма.

Уже в букварный период, кроме традиционно центральной темы "Фонетика", ученикам предоставляется возможность широких грамматических наблюдений в области синтаксиса, морфологии и словообразования. Их основная цель в этот период - способствовать формированию навыков правильного чтения и правильного письма. К ее достижению приводят следующие линии работы:

первичное осознание различения слов по смыслу, грамматическому и звуко-буквенному составу;

начальное наблюдение детьми трех основных принципов русской орфографии: фонетического, морфемного, традиционного, или исторического.

В программе предусмотрено наблюдение сильных и слабых позиций звуков в слове, расхождения написания и произношения слов, вводятся понятия родственных слов и форм слов, понятие "корень", сравниваются слова с проверяемыми написаниями в корне (нора - норы, снег - снега) с написаниями непроверяемыми, традиционными (ча, ща, чу, щу, жи, ши, же, ше); наблюдение изменения грамматической структуры слов в предложении, в зависимости от цели высказывания, практическое ознакомление с основными признаками предложения и слова. Этой функции служит сравнение предложений, различающихся по цели высказывания и интонации, сравнение использования других средств, выражающих смысл предложения: форм слов, служебных слов, порядка слов, интонации.

Сформулируйте задачи чтения и разбора текстов в период обучения грамоте

Задачи периода обучения грамоте:

научить детей читать и писать, дать им первичные сведения о речи, языке и литературе;

расширить кругозор детей на основе богатого содержания, отражающего мир природы, общества и человека;

активизировать внутреннюю и внешнюю (устную, письменную) речь, представить речь и ее средства объектом осознания учениками; развить интеллектуальную и в целом познавательную активность, вызвать у ребенка положительное отношение к учению;

развить психофизиологические функции, необходимые для продуктивного обучения чтению и письму и в целом русскому языку (слухового, зрительного анализаторов, речевых органов, мышц руки, пространственной, временной, количественной ориентации; фонематического слуха; систем: глаз-рука, ухо-рука; способности перекодировать; быстро просматривать и проговаривать последовательность каких-либо знаков).

Учебники и технология обучения должны сделать процесс обучения психологически комфортным, помочь ребёнку полностью реализовать себя. Нормативное чтение в начальной школе не обеспечивает успешной учёбы в среднем и старшем звене, необходим уровень оптимального чтения. Оптимальное чтение (по В. Н. Зайцеву) это чтение со скоростью разговорной речи, т. е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста. В. Н. Зайцев предлагает свои резервы обучения чтению, которые хорошо известны и активно используются учителями. Это ежеурочные пятиминутки чтения, жужжащее чтение, зрительные диктанты, режим щадящего чтения, чтение в темпе скороговорки, самозамер скорости чтения.

В журнале «Начальная школа» за 1994 год вышла статья Т.В.Лагутиной «От совершенствования техники чтения до свободного интеллектуального общения». Автор статьи рассматривает вопросы чтения. Сделать его более производительным, продуктивным – задача современного учителя. Вопрос беглого, осознанного и выразительного чтения всегда волновал педагогов начальных, и средних, и старших классов, так как чтение – один из важнейших и необходимых компонентов развития речи и условие дальнейшего успешного обучения. Навыки такого чтения закладываются в начальных классах.

Т.В.Лагутина говорит о том, что необходимо использовать в своей работе технологию обучения оптимальному чтению. Одним из главных ее достоинств является то, что она, помогая учащемуся преодолевать трудности с чтением и развитием речи, позволяет с помощью самозамеров и контрольных срезов диагностировать и индивидуально отслеживать развитие личности каждого ребенка. Комплекс технологических приемов помогает регулировать дыхание при чтении, развивать артикуляцию, речевой аппарат, внимание, волевые качества, расширять поле зрения, переключаться с одного вида деятельности на другой, повышать интеллект учащихся. Автор приходит к выводу, что частая смена видов деятельности на уроке – залог активизации познавательных интересов учащихся.

Страницы: 1 2 3

Информация по педагогике:

Парадигмы современного экологического образования
Экологическое образование есть образование об окружающей среде, посредством окружающей среды и для окружающей среды. Эти три задачи (компонента), являющиеся гранями единого подхода к решению частных задач экологического образования, должны решаться как органично связанные и сбалансированные вопросы ...

Состояние вопроса в современной российской школе
Для осознанного понимания химических процессов огромное значение имеет представление о химических элементах. Эти вопросы всегда были самыми сложными не только для учащихся, но и для учителей. Учебный материал темы поделен на 4 урока, поскольку давно известно, что на одном уроке нельзя ознакомить уч ...

Понятие и сущность здорового образа жизни
Под образом жизни большинством людей понимается устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экологических условиях способ жизнедеятельности человека, проявляющийся в нормах общения, поведения, складе мышления. По мнению Э.Н.Вайнера, понятие образа жизни следовало бы определить как способ жиз ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru