Формы и методы контроля знаний на уроках литературы

Образование и педагогика » Формы и методы контроля знаний на уроках литературы

Организация контроля за знаниями и умениями учащихся в процессе обучения является важнейшим условием успешности образовательного процесса. Какой бы педагогической концепции ни придерживался учитель, контроль остается обязательным элементом в методической структуре урока.

Среди школьных дисциплин литература занимает особую позицию, которая обусловлена спецификой предмета и целей его преподавания. С одной стороны, на уроках литературы закладываются основы нравственности, эстетического вкуса, культуры поведения и отношений, с другой – существуют достаточно четкие образовательные стандарты с прописанными нормами и требованиями к знаниям учащихся. Задача учителя литературы состоит в том, чтобы на уроке у каждого учащегося ум с сердцем были в ладу. Примерная программа по литературе основной формой контроля на уроках литературы предполагает сочинение. Однако практика показывает, что подобная форма контроля не позволяет в полной мере оценить знания учащихся.

Контролирование, оценивание знаний, умений учащихся включается в диагностирование как необходимые составные части. Возникнув на заре цивилизации, контролирование и оценивание являются непременными спутниками школы, сопровождают её развитие. Тем не менее, по сей день, идут жаркие споры о смысле оценивания, его технологии. Как и сотни лет, назад педагоги спорят, что должна показывать оценка: должна ли она быть индикатором качества – категорическим определением успеваемости обучаемого или же наоборот, должна существовать как показатель преимуществ и недостатков той или иной системы обучения. Противоречивый характер отметил ещё Я.А. Коменский, обратившись к педагогам с призывом разумно, и взвешено пользоваться своим правом на оценку.

Строго критиковал современные ему формы контроля К. Д. Ушинский. Характеризуя его недостатки, подчеркивал, прежде всего, то, что существующие подходы и способы подавляют умственную деятельность учащихся. Обычно учитель спрашивает одного или нескольких учащихся, а остальные в это время считают себя свободными от какой-либо деятельности. В новой демократической школе не должно быть формального контроля. Контроль как своеобразный метод обучения должен иметь ярко выраженную обучающую, развивающую направленность, соединения с самоконтролем, быть необходимым и полезным, прежде всего самому обучаемому. Попытки изменить подходы к школьному контролю, предпринимаемые в прошлом, ни чего не делали, поскольку почти все предложения и нововведения группировались вокруг одного вопроса – использовать ли в школах оценки, или обходится без них, но обучение без оценок (без контроля) не дело, и не могло дать ни каких результатов.

Нас заинтересовала тема изменения и возможность введения новых форм контроля знаний и умений учащихся в процессе обучения, а также вопросы: какими критериями руководствуются учителя, планируя контрольные этапы? На какие знания надо опираться, чтобы составить и провести эффективный контроль знаний и умений учащихся?

Ответ на эти вопросы, а также разработка контрольных мероприятий и составляют цель данной работы.

Цель – раскрыть формы и методы контроля на уроках литературы.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1) определить цель и место контроля знаний и умений учащихся на уроках литературы;

2) рассмотреть формы и методы контроля на уроках литературы;

3) познакомиться с технологией контрольно-оценочной деятельности учителя на уроках литературы

Информация по педагогике:

Обоснование использования наглядности и технических средств обучения для обеспечения учебного процесса по дисциплине «История костюма и моды»
В процессе преподавания дисциплины «История костюма и моды» при сообщении обучающимся учебного материала преподаватель широко использует один из важнейших принципов дидактики-принцип наглядности. Принцип наглядности находит отражение в использовании преподавателям наглядных учебных пособий и аудиов ...

Коллективная творческая деятельность: сущность, содержание. Особенности организации коллективной творческой деятельности младших школьников
В современном развитом мире действует принцип - индивидуального успеха и конкуренции, хотя при этом предполагается социальное и психологическое взаимодействие людей. На Западе в рамках социологии и социальной психологии глубоко разработана теория и практика межличностных отношений, внутригруппового ...

Реформы Болонского процесса
Основными документами Болонского процесса являются Великая хартия университетов (Болонья, 1988), Лиссабонская конвенция (1997), Сорбоннская декларация (Париж, 1998) и Болонская декларация (1999). Изучение документов по Болонскому процессу даёт возможность не только понять смысл энтузиазма европейск ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru