Формы и методы контроля знаний на уроках литературы

Образование и педагогика » Формы и методы контроля знаний на уроках литературы

Организация контроля за знаниями и умениями учащихся в процессе обучения является важнейшим условием успешности образовательного процесса. Какой бы педагогической концепции ни придерживался учитель, контроль остается обязательным элементом в методической структуре урока.

Среди школьных дисциплин литература занимает особую позицию, которая обусловлена спецификой предмета и целей его преподавания. С одной стороны, на уроках литературы закладываются основы нравственности, эстетического вкуса, культуры поведения и отношений, с другой – существуют достаточно четкие образовательные стандарты с прописанными нормами и требованиями к знаниям учащихся. Задача учителя литературы состоит в том, чтобы на уроке у каждого учащегося ум с сердцем были в ладу. Примерная программа по литературе основной формой контроля на уроках литературы предполагает сочинение. Однако практика показывает, что подобная форма контроля не позволяет в полной мере оценить знания учащихся.

Контролирование, оценивание знаний, умений учащихся включается в диагностирование как необходимые составные части. Возникнув на заре цивилизации, контролирование и оценивание являются непременными спутниками школы, сопровождают её развитие. Тем не менее, по сей день, идут жаркие споры о смысле оценивания, его технологии. Как и сотни лет, назад педагоги спорят, что должна показывать оценка: должна ли она быть индикатором качества – категорическим определением успеваемости обучаемого или же наоборот, должна существовать как показатель преимуществ и недостатков той или иной системы обучения. Противоречивый характер отметил ещё Я.А. Коменский, обратившись к педагогам с призывом разумно, и взвешено пользоваться своим правом на оценку.

Строго критиковал современные ему формы контроля К. Д. Ушинский. Характеризуя его недостатки, подчеркивал, прежде всего, то, что существующие подходы и способы подавляют умственную деятельность учащихся. Обычно учитель спрашивает одного или нескольких учащихся, а остальные в это время считают себя свободными от какой-либо деятельности. В новой демократической школе не должно быть формального контроля. Контроль как своеобразный метод обучения должен иметь ярко выраженную обучающую, развивающую направленность, соединения с самоконтролем, быть необходимым и полезным, прежде всего самому обучаемому. Попытки изменить подходы к школьному контролю, предпринимаемые в прошлом, ни чего не делали, поскольку почти все предложения и нововведения группировались вокруг одного вопроса – использовать ли в школах оценки, или обходится без них, но обучение без оценок (без контроля) не дело, и не могло дать ни каких результатов.

Нас заинтересовала тема изменения и возможность введения новых форм контроля знаний и умений учащихся в процессе обучения, а также вопросы: какими критериями руководствуются учителя, планируя контрольные этапы? На какие знания надо опираться, чтобы составить и провести эффективный контроль знаний и умений учащихся?

Ответ на эти вопросы, а также разработка контрольных мероприятий и составляют цель данной работы.

Цель – раскрыть формы и методы контроля на уроках литературы.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1) определить цель и место контроля знаний и умений учащихся на уроках литературы;

2) рассмотреть формы и методы контроля на уроках литературы;

3) познакомиться с технологией контрольно-оценочной деятельности учителя на уроках литературы

Информация по педагогике:

Патриотическое воспитание
Патриотизм, гордость за свой народ, свою Родину - величайшие достижения человеческой истории и практики. Патриотизм - важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства, мобилизации его сил в чрезвычайных военных и экономических ситу ...

Н.К. Крупская о самоуправлении школьников
В педагогическом наследии Крупской самоуправление учащихся всегда рассматривается как неотъемлемая часть трудовой политехнической школы. Самоуправление учащихся в советской школе впервые узаконено «Положением об единой трудовой школе» и «Декларацией об основных принципах единой трудовой школы», в к ...

Болонский процесс в Украине – «за» и «против»
Процессы интеграции систем образования как России, так и Украины, в Европу воспринимаются общественностью, в том числе и учеными и педагогами, далеко не однозначно. Поэтому одной из главных целей и особенностей данного исследования будет попытка разобраться в корнях и истоках как одобрения, так и н ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru