Формирование умений словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами дидактической игры

Образование и педагогика » Формирование умений словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами дидактической игры

В современной науке словообразование принято рассматривать как особый вид речемыслительной деятельности, выделяя в нем ряд базовых операций: операцию вычленения и опознания морфемы на слух из звучащего слова и операцию интеграции словообразовательной частицы в состав нового (производного) слова (А.А. Леонтьев, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнарович и др.).

Исследованием развития словообразования у детей без нарушений речи занимались такие исследователи как С.Н. Цейтлин., К.И.Чуковский, А.Н Гвоздев, Т.Н Ушакова, М. Кольцовой, В. Штерн и др.

Вопросами изучения особенностей словообразования у детей дошкольного возраста с ОНР занимались такие исследователи, как: Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Н.В. Серебрякова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская.

Многие ученые, изучавшие вербальное и невербальное развитие детей с ОНР, неоднократно указывали их трудности в овладении словообразовательными процессами (Н.С. Жукова, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, С.Н. Шаховская и др.). Нарушение процессов словообразования является стойким проявлением в структуре такого сложного дефекта как, общее недоразвитие речи.

Актуальность исследования. Отечественные лингвисты, психологи и психолингвисты одним из ярких показателей нормального развития речи считают овладение детьми навыками словообразования. Нарушение развития процессов словообразования проявляется в стойких и специфических ошибках устной, а затем и в письменной речи. Поэтому проблема нарушений процессов словообразования у дошкольников с ОНР является актуальной.

Кроме того, предполагается, что в игре ребенок примеряет на себя совсем иные роли и ему легче преодолеть те недостатки, которые он не может преодолеть в реальности.

Цель исследования: Выявление особенностей словообразования у детей старшего дошкольного возраста и разработка фрагмента коррекционной работы с использованием дидактической игры в виде конспектов занятий.

Объект исследования: Словообразование у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: Особенности словообразования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Согласно поставленной цели, выделенному объекту и предмету исследования, мы определили задачи курсового исследования.

1. выявить закономерности развития словообразования в дошкольном возрасте;

2. экспериментально выявить особенности развития словообразования у детей старшего дошкольного возраста сообщим недоразвитием речи.

В соответствии с задачами исследования нами были использованы следующие методы:

-теоретический (сравнительно-сопоставительный анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования);

-эмпирический (психолого-педагогический констатирующий эксперимент);

Информация по педагогике:

Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения дисциплины студент, освоивший программу первого уровня должен знать: ‑ Основные законы электротехники. ‑ Основные типы электрических машин и трансформаторов и особенности их применения. ‑ Основные типы и области применения электронных приборов и устройств. ум ...

Философские идеи Дыюи
Радикальные изменения, происходившие в американском обществе конца XIX — начала XX в., сопровождались многими тяжелыми социальными явлениями (отчужденность людей, растущий индивидуализм, жестокость, насилие, преступность, коррупция и т.д.), которые угрожали основополагающим идеям молодого государст ...

Логико-структурный анализ учебника математики М.И. Моро
В данном параграфе мы рассмотрим и проанализируем учебник 2 класса по математике М.И. Моро 2004 г. издания (второе полугодие). На его изучение по программе отводится 72 учебных часа включая итоговое повторение, а на изучение и закрепление табличного умножения и деления на 2 и 3 - 11 учебных часов. ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru