Методики констатирующего эксперимента

Страница 1

Экспериментальное исследование проводилось в апреле 2012 года на базе ДДУ №561 в группах для детей с тяжёлыми нарушениями речи. В исследовании приняло участие 20 человек. Средний возраст испытуемых составил 6,5 лет. У всех детей экспериментальной группы в заключении стоит ОНР (III ур.), у 12 человек ОНР осложнено стёртой дизартрией.

Основной целью эксперимента явилось изучение особенностей словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Для реализации поставленной цели нами были определены задачи экспериментального исследования:

1) выявить особенности словообразования старших дошкольников с общим недоразвитием речи;

2) обработать данные, полученные в ходе эксперимента и отобразить их в диаграммах;

3) в соответствии с полученными результатами эксперимента выявить необходимость коррекционной работы по совершенствованию навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Для отбора диагностических заданий мы воспользовались методикой Р.И. Лалаевой.

Отбирая экспериментальные задания для исследования, мы исходили из требований программы, которые предполагают, что на 4 году обучения дети умеют образовывать существительные с помощью суффикса –ниц- со значением вместилища, существительные с помощью суффикса –инк-, относительные прилагательные, сравнительную степень прилагательных, глаголы от существительных.

В связи с этим был сформирована методика из пяти заданий:

1) Исследование словообразования имен существительных, обозначающих вместилище чего-нибудь

Материалом исследования служат предметные картинки и слова: чай-чайница, сахар-сахарница, суп-супница, пепел-пепельница, салат-салатница, соус-соусница, мыло-мыльница, селедка-селедочница, соль-солонка, масло-масленка.

Процедура и инструкция. В начале исследования формируется ориентировка в задании: «Сахар хранится в сахарнице. А как назвать посуду, в которой хранится чай?». В дальнейшем экспериментатор показывает картинку (или называет слово) и задает аналогичный вопрос.

2) Исследование словообразования существительных со значением единичности.

Материалом исследования служат предметные картинки и слова: пыль-пылинка, бусы-бусинка, крупа-крупинка, виноград-виноградинка, ворс-ворсинка, горох-горошинка, жемчуг-жемчужинка, песок-песчинка, дождь-дождинка, снег-снежинка.

Процедура и инструкция. В начале исследования формируется ориентировка в задании: «Представь себе, что на улице идет снег, и маленькая частичка снега упала тебе на лицо. Эта частичка снега называется «снежинка». Итак, снег – снежинка». Далее детям предлагается образовать по аналогии другие производные слова.

3) Образование относительных прилагательных

Задание 1. Материалом исследования служат картинки и словосочетания, называющие из чего сделан предмет: стол из дерева, шляпа из соломы, шапка из меха, шарф из шерсти, ножницы из металла, мяч из резины, салфетка из бумаги, чайник из фарфора, ком из снега, ключ из железа, сумка из кожи, коробка из картона, труба из кирпича, подушка из пуха, платок из шелка, платье из ситца.

Процедура и инструкция. В начале исследования формируется ориентировка в задании: «Банка сделана из стекла, поэтому мы говорим: «Банка стеклянная». Затем дается следующая инструкция: «Если стол сделан из дерева, то какой он?».

В случае затруднений повторяется пример словообразования, называется 1-2 слога слова (де-, дере-)

Задание 2. Материалом исследования служат следующие словосочетания: лист березы, лист осины, лист клена, лист дуба, шишка сосны, шишка ольхи, варенье из вишни, варенье из малины, варенье из груш, морс из клюквы, варенье из яблок, варенье из черники, варенье из брусники, суп из грибов, хлеб из ржи.

Процедура и инструкция. Экспериментатор дает следующую инструкцию: «Варенье из абрикосов, это абрикосовое варенье. А варенье из вишни, какое это варенье?».

В случае затруднений повторяется пример словообразования, называется 1-2 слога слова (бе-, бере-).

4) Образование простой сравнительной степени прилагательного

Материал исследования, процедура и инструкция. Вначале формируется ориентировка в задании: «Эта лента длинная, а другая лента еще длиннее». Затем ребенку предлагается закончить следующие предложения:

§ Мальчик сильный, а папа еще …

§ Это темная юбка, а другая еще …

§ Это красное платье, а другое еще …

§ Это удобное кресло, а другое еще …

§ Ромашка красивая, а роза еще …

§ У сестры толстая книга, а у брата еще …

§ Это высокий дом, а другой еще …

§ Это узкий коридор, а другой еще …

§ У Маши громкий голос, а у Пети еще …

§ Мама молодая, а дочка еще …

§ Сахар сладкий, а мед еще …

§ Диван мягкий, а подушка еще …

В случае затруднений повторяется пример словообразования, называется 1-2 слога слова (силь-).

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по педагогике:

Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников
«Каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, составляющих в совокупности своеобразные структуры личности ребенка на данном этапе его развития. В процессе исторического развития изменяются общие социальные условия, в которых ...

Характеристика развития ребенка в дошкольном возрасте
В дошкольном возрасте деятельность ребенка ста­новится более сложной и разнообразной. Постепенно совершенствуется способность играть и рисовать, ле-, пить, строить по собственному замыслу. Возрастает роль коры головного мозга в регуляции поведения, повышается работоспособность нервной системы. Слож ...

Социально-психологические особенности девиантных подростков
Для решения проблем подростков и оказания им помощи необходимо знать психологические особенности подростков нашего времени. При построении профилактической работы с детьми необходимо исходить из положения о том, что эффективность любого воздействия – социального, психологического или педагогическог ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru