Приемы психолого-педагогического взаимодействия учителя с младшим школьником в конфликтных ситуациях

Образование и педагогика » Приемы психолого-педагогического взаимодействия учителя с младшим школьником в конфликтных ситуациях

Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода, которые существуют всюду – в семье, на работе, в школе.

Особую значимость приобретают конфликты, происходящие в школьной жизни, так как именно на время обучения в школе приходится этап наиболее интенсивного развития человека. Конфликты у школьников заметно отличаются от конфликтов у взрослых людей. Чтобы выработать верную линию поведения в различных конфликтных ситуациях, очень полезно знать, что такое конфликты, и как люди приходят к согласию. Знание конфликтов повышают культуру общения и делают жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении.

Актуальность темы опирается на следующие факторы:

социальные потребности общества;

характер инновационных процессов в образовании, в частности формирование нового представителя подрастающего поколения с определенными качествами личности.

К этим качествам относится: умение жить в условиях расширяющейся демократии, гласности, плюрализма мнений, общаться и взаимодействовать с людьми на правовой и демократической основе. А это с одной стороны предполагает наличие способностей признавать, понимать, принимать, наличие многих различных точек зрения, вести дискуссии на основе разрешения возникающихся разногласий, а с другой стороны, отказ от диктата и любых способов оказания давления на личность, требует уважения к ней, признание ее достоинств и значимости.

Проблема нашего исследования связана с определением приемов психолого-педагогического взаимодействия учителя с младшим школьником в конфликтных ситуациях.

Поэтому необходимо научиться не доводить острые ситуации до конфликта, а для этого важно разбираться в особенностях ситуаций и конфликта.

За последние годы различные аспекты проблемы психологии конфликта были предметом исследования многих ученых. Так удалось решить следующие вопросы проблемы:

раскрыта природа человека и конфликта (Анцупов А.Я., Гришина Н.В., Мириманова М.С. и другие);

раскрыты проблемы во взаимодействии со сверстниками (Баныкина С., Икрянникова Т.Н., Лозован Л.Я., Лукашонок О.Н., Ниянченко Е.А. и другие).

В то же время следует отметить, что не все проблемы удалось уже решить, а также использовать потенциальные пути повышения ее эффективности. И одной из них является проблема приемов психолого-педагогического взаимодействия учителя с младшим школьником в конфликтных ситуациях.

Исходя из актуальности проблемы и недостаточной разработанности ее в практике, мы определили тему нашего исследования: «Приемы психолого-педагогического взаимодействия учителя с младшим школьником в конфликтных ситуациях».

Цель исследования – определение эффективных приемов и создание методического материала, направленного на позитивное взаимодействие в конфликтных ситуациях с младшим школьником.

Объект исследования - конфликтные ситуации учебно-воспитательного процесса.

Предмет исследования – эффективные приемы психолого-педагогического взаимодействия в конфликтной ситуации.

Гипотеза исследования: «психолого-педагогические приемы взаимодействия, используемые в учебно-воспитательном процессе, будут способствовать формированию позитивных взаимоотношений».

Задачи исследования:

изучить степень разработанности в педагогической теории и практики проблемы психолого-педагогических приемов взаимодействия;

осуществить педагогический анализ ключевых понятий исследования (понятие, структуру, причины возникновения, стадии, функции);

изучить возрастные особенности детей младшего школьного возраста в процессе общения и конфликта;

раскрыть приемы психолого-педагогического взаимодействия учителя и ученика в конфликтных ситуациях;

разработать методический материал для учителя, способствующий позитивному взаимодействию в конфликтных ситуациях.

Методы исследования:

теоретический анализ психолого-педагогической литературы;

эмпирические методы (наблюдение, беседа с участниками);

составление библиографического списка.

Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении содержания ключевых понятий, в разработке подходов к использованию приемов взаимодействия при воспитании младшего школьника.

Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные приемы взаимодействия, методические рекомендации могут способствовать позитивным взаимоотношениям, формированию полноценной личности учащегося и повышению эффективности процесса воспитания.

Информация по педагогике:

Площадь круга
Формула для вычисления площади круга вводится в VI классе. Перед тем, как записать формулу для площади круга, учащиеся выясняют зависимость между длиной окружности и ее диаметром. Важно, обратить внимание учащихся на отношение , ( – длина окружности, а – ее диаметр) и показать, что для любой окружн ...

Формы работы с учащимися в процессе развития связной речи в школе
В русском литературном языке существуют определенные нормы произношения и ударения. Правильность устной речи определяется правильностью звуков слов, постановке ударения в словах, а также правильностью интонации предложения. Совокупность этих норм принято называть орфоэпией. Работа над культурой уст ...

Организационно-технологические модели дистанционного образования
Единичная медиа - использование какого-либо одного средства обучения и канала передачи информации. Например, обучение через переписку, учебные радио- или телепередачи. В этой модели доминирующим средством обучения является, как правило, печатный материал. Практически отсутствует двусторонняя коммун ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru