Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода, которые существуют всюду – в семье, на работе, в школе.
Особую значимость приобретают конфликты, происходящие в школьной жизни, так как именно на время обучения в школе приходится этап наиболее интенсивного развития человека. Конфликты у школьников заметно отличаются от конфликтов у взрослых людей. Чтобы выработать верную линию поведения в различных конфликтных ситуациях, очень полезно знать, что такое конфликты, и как люди приходят к согласию. Знание конфликтов повышают культуру общения и делают жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении.
Актуальность темы опирается на следующие факторы:
социальные потребности общества;
характер инновационных процессов в образовании, в частности формирование нового представителя подрастающего поколения с определенными качествами личности.
К этим качествам относится: умение жить в условиях расширяющейся демократии, гласности, плюрализма мнений, общаться и взаимодействовать с людьми на правовой и демократической основе. А это с одной стороны предполагает наличие способностей признавать, понимать, принимать, наличие многих различных точек зрения, вести дискуссии на основе разрешения возникающихся разногласий, а с другой стороны, отказ от диктата и любых способов оказания давления на личность, требует уважения к ней, признание ее достоинств и значимости.
Проблема нашего исследования связана с определением приемов психолого-педагогического взаимодействия учителя с младшим школьником в конфликтных ситуациях.
Поэтому необходимо научиться не доводить острые ситуации до конфликта, а для этого важно разбираться в особенностях ситуаций и конфликта.
За последние годы различные аспекты проблемы психологии конфликта были предметом исследования многих ученых. Так удалось решить следующие вопросы проблемы:
раскрыта природа человека и конфликта (Анцупов А.Я., Гришина Н.В., Мириманова М.С. и другие);
раскрыты проблемы во взаимодействии со сверстниками (Баныкина С., Икрянникова Т.Н., Лозован Л.Я., Лукашонок О.Н., Ниянченко Е.А. и другие).
В то же время следует отметить, что не все проблемы удалось уже решить, а также использовать потенциальные пути повышения ее эффективности. И одной из них является проблема приемов психолого-педагогического взаимодействия учителя с младшим школьником в конфликтных ситуациях.
Исходя из актуальности проблемы и недостаточной разработанности ее в практике, мы определили тему нашего исследования: «Приемы психолого-педагогического взаимодействия учителя с младшим школьником в конфликтных ситуациях».
Цель исследования – определение эффективных приемов и создание методического материала, направленного на позитивное взаимодействие в конфликтных ситуациях с младшим школьником.
Объект исследования - конфликтные ситуации учебно-воспитательного процесса.
Предмет исследования – эффективные приемы психолого-педагогического взаимодействия в конфликтной ситуации.
Гипотеза исследования: «психолого-педагогические приемы взаимодействия, используемые в учебно-воспитательном процессе, будут способствовать формированию позитивных взаимоотношений».
Задачи исследования:
изучить степень разработанности в педагогической теории и практики проблемы психолого-педагогических приемов взаимодействия;
осуществить педагогический анализ ключевых понятий исследования (понятие, структуру, причины возникновения, стадии, функции);
изучить возрастные особенности детей младшего школьного возраста в процессе общения и конфликта;
раскрыть приемы психолого-педагогического взаимодействия учителя и ученика в конфликтных ситуациях;
разработать методический материал для учителя, способствующий позитивному взаимодействию в конфликтных ситуациях.
Методы исследования:
теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
эмпирические методы (наблюдение, беседа с участниками);
составление библиографического списка.
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении содержания ключевых понятий, в разработке подходов к использованию приемов взаимодействия при воспитании младшего школьника.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные приемы взаимодействия, методические рекомендации могут способствовать позитивным взаимоотношениям, формированию полноценной личности учащегося и повышению эффективности процесса воспитания.
Информация по педагогике:
Анкетирование учителей и учеников
Для того, чтобы показать эффективность использования математической игры для развития познавательного интереса одного теоретического обоснования недостаточно. Любая теория должна быть подтверждена практикой. В связи с этим в школе №37 города Кирова и безводнинской средней школе (БСШ) был проведен о ...
Интеграция в детском саду
Наиболее важными периодами развития детей с особенностями развития являются младенческий, ранний и дошкольный возраста. Ребенок дошкольного возраста требует особого внимания, так как дошкольное детство является периодом интенсивной социализации ребенка. (5 Д) Совместное дошкольное воспитание являет ...
Использование на уроках математики электронных образовательных ресурсов
Как известно, под электронными образовательными ресурсами (ЭОР) в общем случае понимают совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемых на машиночитаемых носителях и/или в сети. Самые мощные и интересные для образован ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.