Стратегии повышения самоуважения строятся на принципе замены неприемлемых способов взаимодействия более приемлемыми. Как сделать это? Как помогать ученикам устанавливать нормальные отношения с учителем и чувствовать свою коммуникативную состоятельность?
Первым шагом к правильному выбору мы считаем овладение диагностическим инструментарием. Диагностика должна строиться на следующих принципах:
собирайте и точно формулируйте факты;
избегайте субъективных оценок;
составляйте конкретные, а не общие описания: «где, когда, как часто и что конкретно делает ученик», забудьте слова :» всегда», «никогда», «ничего». «все время» и т.п.;
будьте субъективным и аккуратным вдвойне.
Для определения уровня несоответствия дисциплинарным нормам нами предложены следующие диагностические методики:
методика изучения общительности как характеристики личности;
социометрический тест по определению самооценки «Хороший ли я друг?»
графическая методика «Кактус» по определению агрессивности;
С целью выявления роли семьи в становлении личностных качеств ребенка представлен тест для родителей по определению способа реагирования в конфликте.
Второй шаг ориентирует нас на умение определять истинную цель (мотив) нарушения дисциплины. Этих целей четыре: привлечение внимания, власть, месть, избегание неудачи. Учителю знать это необходимо, чтобы правильно выбирать свое поведение, пользоваться многими полезными приемами, оставаясь в рамках партнерского стиля общения. в то же время свести на нет нежелательное поведение. Нами выделены и сгруппированы следующие приемы.
| Стратегии | Техники | 
| Минимизация внимания | Игнорируйте демонстративное поведение «Делайте глаза» Становитесь рядом Вставляйте имя ученика в текст объяснения урока Посылайте секретный знак Посылайте письменные замечания Используйте «Я-высказывание» | 
| Разрешающее поведение | Стройте урок на основе вопиющего поведения Доведите до предела демонстративную выходку | 
| Делайте неожиданности! | Выключите свет Издайте музыкальный звук Говорите тихим голосом Измените голос Говорите со стеной Временно прекратите вести урок | 
| Отвлеките ученика | Задавайте прямые вопросы Попросите об одолжении Измените деятельность | 
| Обращайте внимание класса на примеры хорошего поведения | Благодарите учеников Пишите имена примерных учеников на доске | 
| Пересаживайте учеников | Меняйте учеников местами Используйте «стул размышлений» | 
Для установления нормальных отношений «учитель – ученик» мы считаем, что помощь учителя должна базироваться на пяти составляющих:
принятие
принимать того, кто делает, а не то, что сделано;
принимать личностные особенности ученика
внимание
приветствия учеников;
выслушивайте учеников
уважение (признание)
фокус на настоящем;
письменные признания;
учите учеников просить признания
одобрение
теплые чувства
Все виды поддержки полезны, если они совершаются грамотно. А это есть - пути повышения самоуважения личности. Нами предложена схема-ориентировка методов поддержки.
Схема-ориентировка методов поддержки
| Что говорит учитель? | Что слышит ученик? | |
| Принятие | Ты хороший. | Я хороший. | 
| Внимание | Я вижу тебя. | Я что-то значу. | 
| Уважение | Спасибо тебе за… | Мои усилия замечены. | 
| Одобрение | Я знаю о тебе что-то замечательное. | Я – имеющий смысл. | 
| Теплые чувства | Ты мне нравишься. | Кто-то заботится обо мне. | 
Информация по педагогике:
Организация режима дня
	 По своей структуре суточный режим для дошкольников имеет много общего с режимом для детей третьего года жизни: единые принципы построения режима, учет возрастных особенностей детей, ритмичность проведения режимных моментов, одноразовый дневной сон, 4-разовое кормление, игры, занятия, прогулка. В р ...
	
Виды занятий по родному языку
	 Занятия по родному языку могут быть классифицированы следующим образом: в зависимости от ведущей задачи, основного программного содержания занятия: занятия по формированию словаря (осмотр помещения, ознакомление со свойствами и качествами предметов); занятия по формированию грамматического строя ре ...
	
Типовые различия в характеристиках
компонентов математических способностей
	 Существование различных типов математических складов ума есть следствие не только индивидуальных и типовых психологических различий между людьми, но и следствие различных требований, которые предъявляют человеку разные разделы математики. Эксперименты на ребятах от 11 до 14 лет показали, что в зави ...
	
Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.