информации, а ученик есть реципиент
. Обратная связь также имеется в этом процессе, но здесь она, в основном, сводится к отраженному воспроизведению исходной информации. И задача учителя состоит в том, чтобы это отражение было как можно более полным и близким к оригиналу. Степень точности воспроизведения, как правило, и является тем критерием, по которому оцениваются достижения школьников. Смотрите портал за полетна информация на нашем сайте.
Что же меняется, когда речь идет о медиаобразовании? В этом случае помимо двух основных участников информационного процесса – учителя и ученика – появляется третий участник: средства массовой информации, которые представляют собой здесь основной источник информации. Теперь позиция учителя становится ближе к позиции ученика – они оба являются реципиентами по отношению к медиа. В такой ситуации учителя, в первую очередь, интересует, что именно извлек из потребленной информации ученик по отношению к тому, что извлек оттуда сам учитель. Если учитель будет просто констатировать, то «то-то» было хорошо, а «вот это» плохо, т.е. пытаться навязать свои оценки учащимся, то он рискует натолкнуться на несогласие учеников, которые уже составили какое-то мнение о данной информации. Таким образом, учитель должен быть психологически подготовленным к конкуренции со средствами массовой информации.
Легко понять, что предвидеть точные реакции ученика уже становится принципиально невозможным, а возможен лишь некоторый круг вероятных мнений и вопросов. Эффект усиливается, когда в такой ситуации участвует не один ученик, а группа учеников. Особенно ярко это проявляется при работе с аудиовизуальными материалами. Ж. Берже дает такую оценку этому эффекту: «Непосредственное взаимодействие ученика с аудиовизуальными сообщениями представляет собой отход от педагогической традиции, согласно которой учитель первым дает интерпретацию полученной информации или же выступает посредником между ней и учеником».
Как указывает А.В. Шариков, «корни описанного явления следует искать в полисемичности аудиовизуальной информации, а также в различии жизненного опыта и уровня умственной зрелости всех участников этого процесса. И то, и другое порождает неоднозначность в восприятии и понимании сообщений разными реципиентами, включая и самого учителя».
Отсюда следует, что роль учителя должна быть принципиально изменена. Его задача теперь – не просто «вещать», не быть только «говорящим учебником», но также помочь детям интериоризировать и систематизировать ту информацию, которую они получают как в школе, как и вне ее. Это требует совершенно иных принципов организации занятий, неизбежного отказа от авторитарности, демократизации отношений между всеми участниками педагогического процесса, пересмотра критериев и методов оценки деятельности учащихся.
Дидактический аспект медиаобразования, интегрированного с базовым, достаточно подробно исследован Л.С. Зазнобиной и ее учениками. Результаты проведенных исследований опубликованы в научных и научно-методических изданиях. Влияние сообщений средств массовой информации и коммуникации также было объектом многих исследований, например, но в них основное внимание было уделено социологическим вопросам. Исключение составляет, пожалуй, работа, в которой рассматриваются и вопросы формирования поведения средствами аудиовизуальных масс-медиа, прежде всего кинематографа.
Единственная опубликованная работа, посвященная рассмотрению вопросов взаимосвязи средств массовой информации, поведения учащихся и целенаправленной воспитательной работы учителя, принадлежит Т.Г. Жарковской. Изучение программы курса для учащихся, которая, к сожалению, до сих не опубликована, позволила вычленить ведущую идею: курс направлен на формирование духовно-нравственных понятий (добра и зла, жизни и смерти, любви, красоты). Некоторые темы тесно связаны с политическими и социальными проблемами, например, с национальным вопросом, широко обсуждаемым в средствах массовой информации. Изучение таких тем невозможно без использования сообщений масс-медиа, причем таких, которые предполагают не развлечение, а серьезную работу ума.
Информация по педагогике:
Особенности межличностного взаимодействия соматически
больных детей
Особенности межличностного взаимодействия и деятельности соматически больных детей: круг общения ребенка ограничен до минимума; присутствует объективная зависимость от взрослых (родителей, педагогов), стремление получить от них помощь; преобладают симбиотический, симбиотически-авторитарный, привязы ...
Методика введения средств решения знаменитых задач древности
Средства решения задач вводятся как исторический материал. Учащимся сообщается, какой ученый и в каком веке достиг результата, в чем заключается способ решения. Описание способов решения задач выдается в виде текстов с поставленными к ним вопросами и заданиями. Задачами детей являются: изучение вве ...
Площадь треугольника
Существует несколько формул для вычисления площади треугольника. Рассмотрим те, что изучаются в школе. Первая формула вытекает из формулы площади параллелограмма и предлагается учащимся в виде теоремы: площадь треугольника равна половине произведения его основания на высоту. Доказательство: пусть S ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.