Дифференциация детей в любом возрасте по их творческому потенциалу достаточно разнообразна – от умственной отсталости до высокой талантливости и общей одаренности. В нашей стране и за рубежом выполнены фундаментальные исследования по проблемам психологии творчества, общих и специальных способностей, генетическим предпосылкам индивидуальных различий.
Вместе с тем, до сих пор не существует методик комплексной диагностики, позволяющих определять общую и специфическую одаренность. Недостаточно изученным остается и вопрос о дивергентном (творческом) мышлении.
Ученые пришли к признанию того, что творческие способности не являются синонимами способностей к обучению и редко отражаются в тестах, направленных на определение айкью. Способность к творчеству, долгое время считавшаяся необходимой в основном для создания произведений искусства, все больше и больше признается также и основой научных достижений. В результате экспериментальных исследований среди способностей личности была выделена способность особого рода – способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации, такая способность и была названа креативностью (творческостью) .
Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, способствующих становлению способности к творчеству. Одним из компонентов креативности, который, однако, не исчерпывает ее полностью, является способность личности к дивергентному мышлению.
Следует дифференцировать креативный продукт и креативный процесс. Продукт творческого мышления можно оценивать по двум факторам – по его оригинальности и его значению. К р е а т и в н ы й п р о ц е с с – по чувствительности к проблеме, способности к синтезу, чувству сходства и пониманию различий, способностью к воссозданию недостающих деталей, дивергентности мышления (не следовать по избитому пути), беглость мысли (беглость речи) и т.д. Эти атрибуты креативности являются общими как для науки, так и для искусства.
В настоящее время отечественными психологами-исследователями ведутся поиски интегрального показателя, характеризующего творческую личность. Этот показатель может определяться как некоторое сочетание интеллектуальных и мотивационных факторов (интеллектуальная активность – Д.Б. Богоявленская) или же рассматриваться как непрерывное единство процессуальных и личностных компонентов мышления вообще и творческого мышления в частности.
Большой вклад в разработку проблем способностей, одаренности, творческого мышления внесли психологи: Б.Г. Теплов, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, Н.С. Лейтес, В.А. Крутецкий, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, А.М. Матюшкин, В.Д. Шадриков, Ю.Д. Бабаева, В.Н. Дружинин, И.И. Ильясов, В.И. Панов, И.В. Калиш, М.А. Холодная, Н.Б. Шумакова, В.С. Юркевич и др.
Тесты дивергентного мышления являются частью общей системы тестов, нацеленных на раскрытие творческого потенциала личности, и связаны, в основном, с именем Гилфорда, который различает дивергентное мышление и конвергентное мышление (от лат. слова – приближаться, сходиться), а также дивергентную и конвергентную продукцию.
Дивергентная продукция – поиск и генерирование новых информационных объектов.
Конвергентная продукция – поиск вполне определенных ответов на вполне определенные задачи.
Конвергентная продукция требует аналитического типа мышления, которое необходимо в тех случаях, когда проблема определена. Дивергентная продукция требует более открытого типа мышления, необходимо в решении проблем, имеющих многочисленные правильные ответы.
По мнению большинства психологов творческие способности не являются синонимами способностей к обучению и редко отражаются в интеллектуальных тестах, показателем которых является айкью, показатель интеллекта. Большинство тестов является модификацией тестов Гилфорда и Торранса.
Батарея тестов – методик по изучению творческого мышления
Показателями творчества определенные Гилфордом следующие:
Беглость (легкость, продуктивность) – этот фактор характеризует беглость творческого мышления и определяется общим числом ответов;
Информация по педагогике:
Использование задач-головоломок в развитие представлений о форме предметов
у детей экспериментальной группы
Представления детей о форме предметов имеет большое значение при обнаружении, различении и узнавании предметов. Немаловажная роль в развитии у детей представлений о форме предметов принадлежит задачам-головоломкам. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска отве ...
Оптимизация изучения основных направлений биотехнологии в средней школе
Проанализировав школьные учебники и программы относительно содержания в них материала по вопросам биотехнологии, можно сделать вывод о том, что далеко не все программы предусматривают рассмотрение последних, а если и рассматривают, то в неполном объёме. Таким образом, помимо разработки единого комп ...
Обучение решению задач-головоломок детей дошкольного возраста
В истории развития дошкольной дидактики и методики формирования математических представлений место и роль занимательного материала рассматривались с разных позиций. В начале нашего столетия, когда не было специальных работ, направленных на раскрытие вопросов методики обучения дошкольников математик ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.