Одновременно с проведением теоретико-методического исследования, и в тесной взаимосвязи с ним, нами осуществлялось экспериментальное исследование.
При проведении и организации эксперимента мы основывались на опыте, накопленном к настоящему времени в дидактике и частных методиках.
Экспериментальное исследование проводилось нами в 2007–2010 гг. в средней школе №8 г. Южно-Сахалинска.
Всего экспериментом было охвачено 62 школьника 8-х классов, 6 учителей. Было проведено 16 экспериментальных уроков.
Целью исследования было экспериментально подтвердить эффективность разработанной нами методики формирования и развития знаний по Основам безопасности жизнедеятельности через использование системы заданий краеведческого характера и ее природности для средней общеобразовательной школы.
В соответствии с поставленной целью была определена структура исследования, отражающая его основные этапы и направления, используемые в них методы сбора и анализа экспериментальных данных.
Экспериментальное исследование проводилось в три этапа.
Основой первого этапа стал констатирующий эксперимент, а его целью – изучение исходного уровня предметных и краеведческих знаний учащихся в процессе обучения по курсу Основам безопасности жизнедеятельности.
Констатирующий эксперимент включает следующие направления:
исследование отношения школьников к краеведческому материалу, а также исследование их уровня краеведческих знаний;
анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования и степень отражения в ней знаний по основам безопасности жизнедеятельности и краеведческих знаний, методики их формирования при обучении школьников;
исследование отношения учителей средней школы к проблеме формирования и развития предметных знаний через использование системы заданий краеведческого характера.
Для получения полных и адекватно отражающих состояние исследуемых вопросов мы использовали следующие методы исследования: наблюдение на уроках, анализ ответов учащихся, беседы с учениками и учителями-предметниками, анкетирование, проведение контрольных письменных работ с последующим анализом ответов.
Одновременно с констатирующим этапом эксперимента нами проводился поисковый эксперимент, который составил основу 2-го этапа нашего экспериментального исследования. Цель его заключалась в анализе психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, на основе которого разрабатывалось содержание системы знаний краеведческого содержания и методика формирования на их основе знаний по чрезвычайным ситуациям техногенного характера школьников, проверялись и отбирались методические рекомендации для основного этапа исследования.
В ходе поискового эксперимента были выявлены эффективные методические условия, способствующие развитию знаний о чрезвычайных ситуациях техногенного характера и краеведческих знаний при обучении «Основ безопасности жизнедеятельности» в 8-м классе. К таковым мы относили: системное раскрытие краеведческих знаний на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» в 8-м классе;
систематическое использование при определенном содержании урока и на разных его этапах разнообразных заданий краеведческого характера;
Информация по педагогике:
Анализ результатов исследования
После проведения формирующего эксперимента было проведено контрольное обследование детей экспериментальной и контрольной групп. Полученные данные показали, что уровень показателей познавательных способностей у детей экспериментальной и контрольной групп после проведения формирующих занятий стал раз ...
Природные и
техногенные ресурсы, свойства, производство и потребление
Немецкий химик Ф. Вёлер, изучая образцы мексиканской свинцовой руды, доказал, что эритроний и ванадий — один и тот же химический элемент. В итоге элемент сохранил название "ванадий", а его первооткрывателями считают двух ученых: А. М. дель Рио и Н. Сефстрёма. Металлический порошок ванадия ...
Содержание и методы экологического образования
Цель экологического образования, отражая дуалистическое понимание взаимодействия природы и общества, также имеет двойственный характер. Так, с антропоцентричной позиции она может пониматься как достижение компетентности, необходимой для того, чтобы приспособить человека к меняющейся структуре риска ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.