Одновременно с проведением теоретико-методического исследования, и в тесной взаимосвязи с ним, нами осуществлялось экспериментальное исследование.
При проведении и организации эксперимента мы основывались на опыте, накопленном к настоящему времени в дидактике и частных методиках.
Экспериментальное исследование проводилось нами в 2007–2010 гг. в средней школе №8 г. Южно-Сахалинска.
Всего экспериментом было охвачено 62 школьника 8-х классов, 6 учителей. Было проведено 16 экспериментальных уроков.
Целью исследования было экспериментально подтвердить эффективность разработанной нами методики формирования и развития знаний по Основам безопасности жизнедеятельности через использование системы заданий краеведческого характера и ее природности для средней общеобразовательной школы.
В соответствии с поставленной целью была определена структура исследования, отражающая его основные этапы и направления, используемые в них методы сбора и анализа экспериментальных данных.
Экспериментальное исследование проводилось в три этапа.
Основой первого этапа стал констатирующий эксперимент, а его целью – изучение исходного уровня предметных и краеведческих знаний учащихся в процессе обучения по курсу Основам безопасности жизнедеятельности.
Констатирующий эксперимент включает следующие направления:
исследование отношения школьников к краеведческому материалу, а также исследование их уровня краеведческих знаний;
анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования и степень отражения в ней знаний по основам безопасности жизнедеятельности и краеведческих знаний, методики их формирования при обучении школьников;
исследование отношения учителей средней школы к проблеме формирования и развития предметных знаний через использование системы заданий краеведческого характера.
Для получения полных и адекватно отражающих состояние исследуемых вопросов мы использовали следующие методы исследования: наблюдение на уроках, анализ ответов учащихся, беседы с учениками и учителями-предметниками, анкетирование, проведение контрольных письменных работ с последующим анализом ответов.
Одновременно с констатирующим этапом эксперимента нами проводился поисковый эксперимент, который составил основу 2-го этапа нашего экспериментального исследования. Цель его заключалась в анализе психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, на основе которого разрабатывалось содержание системы знаний краеведческого содержания и методика формирования на их основе знаний по чрезвычайным ситуациям техногенного характера школьников, проверялись и отбирались методические рекомендации для основного этапа исследования.
В ходе поискового эксперимента были выявлены эффективные методические условия, способствующие развитию знаний о чрезвычайных ситуациях техногенного характера и краеведческих знаний при обучении «Основ безопасности жизнедеятельности» в 8-м классе. К таковым мы относили: системное раскрытие краеведческих знаний на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» в 8-м классе;
систематическое использование при определенном содержании урока и на разных его этапах разнообразных заданий краеведческого характера;
Информация по педагогике:
Условия формирования здорового образа жизни младших школьников в процессе
обучения
По выражению академика Н.М.Амосова «…чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их ничем нельзя». Указать нужное направление «собственным усилиям» призвана молодая быстро развивающаяся наука валеология . Валеология (от латинского VALEO – «здравствовать», быть ...
Методы обучения
Методы обучения – это методы преподавания-учения. В педагогике не раз предпринимались попытки создать классификатор методов обучения. Существуют различные типологии этого процесса, проводящие систематизацию по разным основаниям. Например, первая группа включает в себя методы передачи и усвоения зна ...
Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы по математике
Работа состоит из трех модулей: «Алгебра», «Геометрия», «Реальная математика». В модули «Алгебра» и «Геометрия» входит две части, соответствующие проверке на базовом и повышенном уровнях, в модуль «Реальная математика» - одна часть, соответствующая проверке на базовом уровне. При проверке базовой м ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.