Ступени иерархической лестницы потребностной структуры ребенка раннего возраста в условиях социализации
|
4 ступень |
РЕБЕНОК +ДИТЯ |
|
3 ступень |
РЕБЕНОК+БЛИЖАЙШЕЕ ОКРУЖЕНИЕ (игрушки, интерьер, помещения в группе) |
|
2 ступень |
РЕБЕНОК + ВЗРОСЛЫЙ |
|
1 ступень |
РЕБЕНОК + МАТЬ |
I ступень – ребёнок и его мама. Их тесная взаимосвязь – основа успешного развития будущей личности. Пытаясь создавать благоприятные условия в период привыкания малыша, мы в первую очередь не имеет права стремительно и грубо отрывать ребёнка от матери, расшатывать основу иерархической лестницы его потребностной структуры.
II ступень – расширяющиеся связи ребёнка с другими взрослыми. В начале эти связи ограничены рамками семейных отношений. Круг общения с взрослыми постепенно расширяется за счёт взрослых из ближайшего окружения (соседка, приезжающая с визитом тётушка и др.). Со временем в круг знакомых начинают вписываться и продавец ближайшего магазина, и гуляющая с собачкой бабушка. Особо следует отметить, как ребёнок начинает воспринимать того или иного взрослого. Как показали исследования, восприятие ребёнком нового взрослого происходит через призму маминого восприятия незнакомца. Улыбается мама – малыш тут же, как её отражение, улыбается тёте и даже может вступить с ней в контакт. Насторожена мама – он мгновенно напрягается, прижимается к ней, отказывается от любого общения. Исходя из этого, следует продумывать условия, при которых будет проходить знакомство ребёнка с воспитателем, неизменно доброжелательное отношение, к которому со стороны мамы помогает ему легче наладить контакт, быстрее принять нового взрослого.
Ш ступень – ребёнок начинает проявлять интерес к субъектам и предметам ближайшего окружения. Сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно он начинает передвигаться в незнакомом пространстве по периметру и вглубь, менять своё местоположение за столом, с интересом заниматься с игровым материалом, не обращая пока особого внимания на других детей. Психологи отмечают: для детей раннего возраста предпочтительнее игрушка, чем общество сверстников.
Сверстники малышу пока не интересны, и это понятно. Игровой опыт каждого из них мал, жизненный тоже. Никакой новой информации от них наш малыш пока получить не может; к тому же каждый играет сам по себе, при попытке другого ребёнка приблизиться тут же настораживается, прекращает игру, отворачивается, уходит от навязчивого общения сверстников, а иногда доходит дело и до ссор.
IV ступень – «ребёнок + дети». Формирование правильных взаимоотношений между сверстниками – одна из серьёзных задач воспитательного процесса. Очень часто педагоги и родители минуя первые три ступени, предлагают ребенку в первые дни пребывания в детском саду оказаться сразу на последней IY ступеньке: «Иди поиграй с детками!», что в свою очередь вызывает у малыша капризы, протест, нежелание посещать ДОУ.
Следует признать, что, не владея информацией об иерархии потребностной структуры малышей, мы совершаем ряд грубейших ошибок:
– Насильственный и стремительный отрыв ребенка от матери – глубокое потрясение для малыша, формирующее недоверие к миру.
– Игнорирование значимости роли взрослого в период адаптации. Это приводит к тому, что малышу приходится самостоятельно выходить из этой ситуации: ребенок хватает педагога за юбку, просится на ручки… А взрослые миновав вторую ступень /ребенок + взрослый/, предлагают ребенку сразу оказаться на третей ступени /ребенок + ближайшее окружение/ «Иди, посмотри группу, возьми игрушки и поиграй в них!». А еще хуже, когда мы перебрасываем малыша сразу на четвертую ступень /ребенок + дети/ «Иди, поиграй с детишками!»
– Неправильно выстроенная линия поведения взрослых (тревожность взрослых, раздражение, страхи, равнодушие), приводит к тяжелой и затяжной адаптации детей в группе. Спокойствие, вежливость, внимание, оптимизм, жизнерадостность – дают положительный результат в адаптационный период.
– Прогулка с первых дней посещения ДОУ – хороший способ снять напряжение, излишнюю тревожность детей. Поэтому не отменять, а включать в обязательные, ежедневные процессы режима малышей с первых дней адаптационного периода. В первые дни и неделю посещения ДОУ, именно на прогулке можно расстаться с малышом и передать его маме.
– Заинтересованность, слаженность действий и целей в этом процессе взрослых – родителей и сотрудников ДОУ.
Информация по педагогике:
Н.К. Крупская о связи школы и семьи
Надежда Константиновна была одним из первых советских педагогов, пропагандировавших идею тесной взаимосвязи семьи и школы. Воспитание в советской школе, указывала она, не может осуществляться в отрыве от семьи. В речи на Всесоюзном совещании женской молодежи (1935) Крупская говорила: «Материнский и ...
Особенности организации игровой деятельности детей старшего дошкольного
возраста
Свободная ролевая игра — самая привлекательная деятельность для детей. Это объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений — всего того, что в практической продуктивной деятельности дается с трудом. Это состояние внутренней свобод ...
Сущность и принципы педагогической коррекции
Педагогическая коррекция – важное и ответственное направление практической деятельности психологов и педагогов. Оно предполагает обоснованное воздействие на дискретные характеристики внутреннего мира ребенка с целью их изменения. Следует дифференцировать коррекцию нормального и аномального развития ...
Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.