Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения

Образование и педагогика » Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения

Страница 2

Ступени иерархической лестницы потребностной структуры ребенка раннего возраста в условиях социализации

4 ступень

РЕБЕНОК +ДИТЯ

3 ступень

РЕБЕНОК+БЛИЖАЙШЕЕ ОКРУЖЕНИЕ (игрушки, интерьер, помещения в группе)

2 ступень

РЕБЕНОК + ВЗРОСЛЫЙ

1 ступень

РЕБЕНОК + МАТЬ

I ступень – ребёнок и его мама. Их тесная взаимосвязь – основа успешного развития будущей личности. Пытаясь создавать благоприятные условия в период привыкания малыша, мы в первую очередь не имеет права стремительно и грубо отрывать ребёнка от матери, расшатывать основу иерархической лестницы его потребностной структуры.

II ступень – расширяющиеся связи ребёнка с другими взрослыми. В начале эти связи ограничены рамками семейных отношений. Круг общения с взрослыми постепенно расширяется за счёт взрослых из ближайшего окружения (соседка, приезжающая с визитом тётушка и др.). Со временем в круг знакомых начинают вписываться и продавец ближайшего магазина, и гуляющая с собачкой бабушка. Особо следует отметить, как ребёнок начинает воспринимать того или иного взрослого. Как показали исследования, восприятие ребёнком нового взрослого происходит через призму маминого восприятия незнакомца. Улыбается мама – малыш тут же, как её отражение, улыбается тёте и даже может вступить с ней в контакт. Насторожена мама – он мгновенно напрягается, прижимается к ней, отказывается от любого общения. Исходя из этого, следует продумывать условия, при которых будет проходить знакомство ребёнка с воспитателем, неизменно доброжелательное отношение, к которому со стороны мамы помогает ему легче наладить контакт, быстрее принять нового взрослого.

Ш ступень – ребёнок начинает проявлять интерес к субъектам и предметам ближайшего окружения. Сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно он начинает передвигаться в незнакомом пространстве по периметру и вглубь, менять своё местоположение за столом, с интересом заниматься с игровым материалом, не обращая пока особого внимания на других детей. Психологи отмечают: для детей раннего возраста предпочтительнее игрушка, чем общество сверстников.

Сверстники малышу пока не интересны, и это понятно. Игровой опыт каждого из них мал, жизненный тоже. Никакой новой информации от них наш малыш пока получить не может; к тому же каждый играет сам по себе, при попытке другого ребёнка приблизиться тут же настораживается, прекращает игру, отворачивается, уходит от навязчивого общения сверстников, а иногда доходит дело и до ссор.

IV ступень – «ребёнок + дети». Формирование правильных взаимоотношений между сверстниками – одна из серьёзных задач воспитательного процесса. Очень часто педагоги и родители минуя первые три ступени, предлагают ребенку в первые дни пребывания в детском саду оказаться сразу на последней IY ступеньке: «Иди поиграй с детками!», что в свою очередь вызывает у малыша капризы, протест, нежелание посещать ДОУ.

Следует признать, что, не владея информацией об иерархии потребностной структуры малышей, мы совершаем ряд грубейших ошибок:

– Насильственный и стремительный отрыв ребенка от матери – глубокое потрясение для малыша, формирующее недоверие к миру.

– Игнорирование значимости роли взрослого в период адаптации. Это приводит к тому, что малышу приходится самостоятельно выходить из этой ситуации: ребенок хватает педагога за юбку, просится на ручки… А взрослые миновав вторую ступень /ребенок + взрослый/, предлагают ребенку сразу оказаться на третей ступени /ребенок + ближайшее окружение/ «Иди, посмотри группу, возьми игрушки и поиграй в них!». А еще хуже, когда мы перебрасываем малыша сразу на четвертую ступень /ребенок + дети/ «Иди, поиграй с детишками!»

– Неправильно выстроенная линия поведения взрослых (тревожность взрослых, раздражение, страхи, равнодушие), приводит к тяжелой и затяжной адаптации детей в группе. Спокойствие, вежливость, внимание, оптимизм, жизнерадостность – дают положительный результат в адаптационный период.

– Прогулка с первых дней посещения ДОУ – хороший способ снять напряжение, излишнюю тревожность детей. Поэтому не отменять, а включать в обязательные, ежедневные процессы режима малышей с первых дней адаптационного периода. В первые дни и неделю посещения ДОУ, именно на прогулке можно расстаться с малышом и передать его маме.

– Заинтересованность, слаженность действий и целей в этом процессе взрослых – родителей и сотрудников ДОУ.

Страницы: 1 2 

Информация по педагогике:

Плюсы и минусы использования сети
Быстрое и стремительное развитие IT структуры в России открывает перед институтом образования новые перспективы и возможности. Колоссальный потенциал данной отрасли был отмечен и на самых высоких уровнях правительства. Как сказал бывший президент РФ В.В. Путин "К 2008-2010 году мы и Интернет у ...

Проблема экологизации химического образования в тематическом планировании VIII–XI классов
В процессе обучения химии в VIII–IX классах важно рассматривать проблемы защиты окружающей среды от химического загрязнения. В основу экологизации положены представления о взаимосвязи состава, строения, свойств и биологической функции веществ, их двойственной роли в живой природе; биологической вза ...

Особенности развития движений детей 3-го года жизни
На третьем году жизни у детей возрастает целенаправленность движений. В этом возрасте еще более совершенствуется ходьба. Дети передвигаются свободно, могут менять ритм и направление движения; по сигналу останавливаются, возобновляют движение, ускоряют ходьбу и бегают. Увеличивается длина шага, но д ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru