Общие требования к компьютерным обучающим программам

Страница 1

На сегодняшний день мы стали свидетелями появления огромного количества обучающих программ психологически и дидактически отстраненных от предмета обучения. Поэтому разработка дидактических требований к компьютерным обучающим программам продолжает являться одной из наиболее актуальных проблем компьютеризации обучения. От успешности ее решения зависит качество создаваемых программ и, следовательно, качество процесса обучения.

В настоящее время существуют разные подходы к разработке таких требований к компьютерным обучающим программам, чаще всего, сформированные создателями программных средств в момент их написания.

При этом если исходить из понимания дидактических принципов как общих положений, адекватных любой педагогической ситуации, то попытки пересмотра всей их системы с точки зрения компьютерного, а не традиционного обучения, следует признать малоубедительными и неправомерными.

Компьютер является лишь средством осуществления учебной деятельности, логика функционирования которого определяется теми же дидактическими задачами, которые ставятся и при использовании более традиционных технических средств, при безмашинном обучении. Компьютер наряду с другими средствами обучения, а также методами и формами обучения является одним из способов реализации дидактических принципов, следовательно, последние должны задавать направление в решении вопросов использования компьютеров, а не наоборот.

Основной показатель высокого качества обучающей программы — эффективность обучения. Богатейшие демонстрационные возможности и высокая степень интерактивности системы сами по себе не могут служить основанием для того, чтобы считать обучающую программу полезной. Эффективность программы целиком и полностью определяется тем, насколько она обеспечивает предусмотренные цели обучения, как ближайшие, так и отдаленные. При решении любого вопроса, начиная с использования графики и кончая индивидуализацией обучения, во главу угла должны быть поставлены учебные цели. Богатейшие возможности компьютера должны быть проанализированы с точки зрения психологии и дидактики и использованы тогда, когда это необходимо с педагогической точки зрения. Не следует гнаться за внешним эффектом, обучающая система должна быть не эффектной, а эффективной.

Вопрос о том, насколько эффективна обучающая программа, может быть решен только после ее апробации. Тем не менее можно наметить ряд психолого-педагогических требований, которым должна удовлетворять обучающая программа.

Обучающая система должна:

- Позволять строить содержание учебной деятельности с учетом основных принципов педагогической психологии и дидактики.

- Допускать реализацию любого способа управления учебной деятельностью, выбор которого обусловлен, с одной стороны, теоретическими воззрениями разработчиков обучающей программы, а с другой — целями обучения.

- Стимулировать все виды познавательной активности учащихся, включая, естественно и продуктивную, которые необходимы для достижения основных учебных целей — как ближайших, так и отдаленных;

- Учитывать в содержании учебного материала и ученых задач уже приобретенные знания, умения и навыки учащихся.

- Стимулировать высокую мотивацию учащихся к учению, причем оно не должно идти за счет интереса к самому компьютеру. Необходимо обеспечить учебные мотивы, интересы учащихся к познанию.

- Обеспечивать диалог как внешний, так и внутренний, причем диалог должен выполнять следующие функции:

- активизировать познавательную деятельность учащихся путем включения их в процесс рассуждения;

- моделировать совместную (субъект-субъектную) деятельность;

- способствовать пониманию текста;

- содержание учебного предмета и трудность учебных задач должны соответствовать возрастным возможностям и строиться с учетом индивидуальных особенностей учащихся;

- обратная связь должна быть педагогически оправданной, информировать о допущенных ошибках, содержать информацию, достаточную для и устранения;

- диагностировать учащегося с целью индивидуализации обучения, а также оказания требуемой помощи;

- не требовать специальных знаний и усилий для ввода ответа, свести к минимуму рутинные операции по вводу ответа.

- Оказывать содействие при решении учебных задач обеспечивая педагогически обоснованную помощь, достаточную для того, чтобы решить задачу и усвоить способ ее решения.

- Оказывать помощь учащемуся с учетом характера затруднения и модели обучаемого.

- Информировать обучаемого о цели обучения, сообщат ему, насколько он продвинулся в ее достижении, его основные недочеты, характер повторяющихся ошибок.

Страницы: 1 2

Информация по педагогике:

История и современное состояние письма у младших школьников
Изучение нарушений письма и чтения у детей начинается с конца прошлого столетия и совпадает по времени с введением в наиболее развитых странах Европы государственного школьного обучения, доступного широким массам детей. При этом стало очевидным, что, кроме детей, не способных учиться из-за умственн ...

Особенности речевого развития у ребенка с РДА
Одним из основных признаков раннего детского аутизма является нарушение речевого развития. Речевые расстройства значительно варьируют по степени тяжести и по своим проявлениям. Общими специфическими чертами речевых нарушений в целом являются: 1. Нарушение коммуникативной функции речи. Аутичный ребе ...

Ценности физической культуры и спорта
Ценность – это понятие, которое получило широкое распространение в социологии при изучении личности и социального поведения. В ценностях воплощена значимость предметов и явлений социальной среды для человека и общества. Ценности являются социально приобретенными элементами структуры личности, высту ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru