Диагностика уровня познавательных способностей младших школьников показала, что большинство детей имеют средний уровень (45.5%), результаты контрольной и экспериментальной групп отличаются незначительно. Формирующий этап эксперимента позволил нам провести 5 занятий по развитию познавательных способностей учащихся с использованием модульных технологий. На занятиях этого этапа мы применили различные формы внеурочной деятельности, разработали специальные конспекты для учителя.
Анализ результатов исследования показал, что программа «Развиваемся и познаем вместе» улучшила результаты экспериментальной группы на 45.4% благодаря использованию модульных технологий.
В решении социально - экономических, культурных и духовных преобразований нынешней России особое место отводится школе. Задачи демократического преобразования нашего общества и будущего его процветания требуют подготовки поколения с высоким нравственным и интеллектуальным потенциалом, раскрывающиеся через познавательные способности. Целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, что невозможно без развития познавательных способностей. Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования, что больше всего реализуется во внеучебной деятельности.
Изучение литературы, анализ и обобщение собранных по проблеме материалов дали нам возможность определить теоретические основы развития познавательных способностей младших школьников во внеурочной деятельности.
В результате работы нами было рассмотрены понятия «познавательные способности» и «внеурочная деятельность» в психолого-педагогической литературе, определены особенности развития познавательных способностей младших школьников и особенности внеурочной деятельности младших школьников.
Нами было проведено экспериментальное исследование, состоящее из трех этапов. На констатирующем этапе эксперимента мы провели диагностику уровней сформированности познавательных способностей учащихся третьих классов, который показал, что у большинства детей познавательные способности находятся на довольно низком уровне.
Формирующий этап эксперимента позволил нам провести ряд занятий по развитию познавательных способностей учащихся. На занятиях этого этапа мы применили модульные технологии.
Контрольный этап подтвердил эффективность разработанных нами занятий по развитию познавательных способностей младших школьников. Данные контрольного этапа показали, уровень познавательных способностей увеличился благодаря использованию модульных технологий.
Мы пришли к выводам, что использование модульных технологий во внеурочной деятельности в начальной школе является одним из наиболее эффективным средством развития познавательных способностей.
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
Информация по педагогике:
Условия активизации профессионального роста руководителя образовательного учреждения
Профессиональное становление и рост руководителя образовательного учреждения сложный процесс, требующий системного анализа личности, как в структурном, так и в динамическом аспектах. Термин “профессиональное развитие”, “профессиональное становление личности” стал предметом исследования многих автор ...
Формы дистанционного образования
Методы и средства обучения относятся к сущностным характеристикам дидактического процесса. Они могут обеспечить достижение требуемых целей обучения, если будет в наличии необходимая для этого материально-техническая база, а преподавателю предоставят право выбора организационной стороны обучения, т. ...
Повышение эффективности работы по экологическому воспитанию старших
дошкольников с помощью моделирования
В соответствии с целью, перед исследованием были поставлены следующие задачи: • проверить состояния рассматриваемой проблемы в психолого-педагогической и научно-методической литературе; • разработать комплекс мероприятий по повышению уровня экологического образования старших дошкольников с помощью ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.