Развитие познавательных процессов и способов умственной деятельности

Образование и педагогика » Особенности памяти детей дошкольного возраста с нарушениями слуха » Развитие познавательных процессов и способов умственной деятельности

Страница 2

В зависимости от возраста детей формирование способов восприятия связано с числом объектов, которыми оперирует ребенок, так как оно непосредственно влияет на результат. В работе с детьми преддошкольного возраста число предметов ограничивается двумя-тремя-четырьмя, а затем постепенно увеличивается. Например, обучая детей работе с парными картинками, педагог предъявляет три-четыре пары картинок. У детей младшего дошкольного возраста их можно использовать до восьми.

Развитие восприятия тесно связано с формированием речи, так как накопление чувственного опыта создает основу для усвоения значений слов и обобщения наглядно воспринимаемых признаков, что способствует возникновению представлений, необходимых для развития образных форм мышления. Важно правильно понимать последовательность формирования словесных обобщений. Первоначально, в процессе обучения подражанию действиям взрослого, используется инструкция «Делай так», ориентирующая ребенка на выполнение аналогичных действий и выбор предметов или изображений, одинаковых по определенным свойствам (форме, величине и др.). Выполнение задания подкрепляется одобрением педагога («Верно. Тут круг и тут круг»). По мере выделения свойства или признака, накопления наглядных образов вводится слово, обобщающее эти свойства, например названия цветов, форм, величины и др. В процессе последующей работы значение слова расширяется. Важно вести эту работу в двух направлениях: с одной стороны – обобщать наглядные признаки и свойства в слове, с другой – учить видеть за словом наглядно воспринимаемые свойства. Это способствует прочности и точности представлений, потому что они, не закрепленные в слове, у детей с нарушениями слуха остаются расплывчатыми, неполными.

Нередко педагоги стремятся ввести слова прежде, чем ребенок научится выделять свойства по подражанию, по образцу, и слова, лишенные чувственного опыта, могут оказаться «пустыми», не имеющими для ребенка конкретного значения.

Развитие восприятия и представлений детей с нарушениями слуха на различных этапах обучения предполагает разноаспектную работу: соотнесение парных предметов и их изображений, свойств и качеств (цвета, формы, величины, качества, вкуса, запаха, звучания, материала, из которого изготовлен предмет); формирование целостных образов предметов; восприятие действий и их изображений, последовательности действий на картинках, мимики лица и эмоциональных состояний и др. Основными методическими приемами являются организация дидактических и сюжетных игр, анализ свойств и назначения предметов в процессе ознакомления с окружающим и развития речи, проведение дидактических игр и обследование предметов на занятиях по изобразительной деятельности и конструированию, формированию математических представлений.

Развитие восприятия и формирование представлений тесно связаны с развитием зрительного внимания, которое у необученных глухих и слабослышащих детей отличается нестойкостью, кратковременностью. Упражнения и игры, связанные с развитием зрительного внимания, предполагают фиксацию внимания на предметах и игрушках, слежение за действиями с ними, перемещением их в пространстве, исчезновением и появлением игрушек за ширмой сначала в одном, затем – в других местах. В играх «Дорожки» дети «гуляют» с игрушками по дорожкам, учитывая их изгибы, изменения направления. С целью развития внимания и памяти проводятся игры типа «Спрячем игрушки», когда дети вместе с педагогом прячут игрушки в разных местах комнаты, а затем, получив парные игрушки, отыскивают спрятанные. Игры «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Лабиринты», «Следы», «Запомни предмет» (цвет, форму, величину и др.) направлены на развитие внимания и запоминания и используются на различных этапах обучения, включаются в различные виды занятий, проводятся в свободное время. Для развития произвольного запоминания организуются игры, в которых необходимо отыскать спрятанный предмет или картинку через некоторое время, длительность интервала может варьироваться от 3–5 сек у младших детей, до 15–20 – у старших дошкольников. Для развития словесной памяти, запоминания графических образов слов используется лото, в котором дети соотносят картинки и таблички со словами или фразами (выбор может быть от 3–4 картинок до 10–12), узнают слова на табличках через определенный интервал, который может быть от 5 до 15–20 сек.

Страницы: 1 2 3

Информация по педагогике:

Речевая деятельность детей, ее развитие и задачи
Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст его дошкольный и школьный периоды. В раннем детстве у ребенка возникают потребности общ ...

Представление умственно отсталого ребенка о себе как субъекте познания окружающего мира
Первоначальные представления о себе являются основой приобщения ребенка к социальному миру и стимулом познавательной деятельности в отношении окружающего. В дальнейшем это необходимо для стимулирования развития личности ребенка, его обучения в школе, успешной социализации. С точки зрения психологии ...

Варианты орфограмм, которые должны изучаться в начальной школе, их степень трудности
Орфографическая тема «Ь после шипящих» входит в раздел "Части речи", в крупную тему, в одну из основных тем 2(3) класса - "Имя существительное". По своей природе орфограмма, соответствующая данной теме, мало связана с основными орфографическими темами, с законами графики: как из ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru