Подготовка мастера к виду профессионального обучения

Страница 1

В решении задач, стоящих на современном этапе перед системой профессионально-технического образования, ведущая роль принадлежит мастеру производственного обучения. От его личностных качеств, профессионального уровня как педагога во многом зависит уровень подготовленности и воспитанности будущих рабочих. Подготовка должна базироваться на научно обоснованном анализе становления мастера как субъекта собственной профессиональной деятельности.

Профессиональное становление мастера производственного обучения в целом будем рассматриваться как динамический процесс формирования субъекта деятельности, конечным результатом которого является профессиональное мастерство.

В подходе к анализу мастерства можно выделить два направления: функционально-операциональное и личностно-мотивационное.

Сторонники первого направления основное внимание сосредоточивают на анализе операционной стороны деятельности работников.

Сторонники второго направления основное внимание уделяют мотивационной стороне деятельности, качествам личности специалиста. Важным показателем мастерства молодых учителей является положительное отношение к профессии, степень эмоциональной вовлеченности в нее.

Учитывая все сказанное выше, определим мастерство как результат процесса профессионального становления субъекта деятельности, при котором он достигает наибольшего успеха в работе.

Выделяют следующие характеристики мастерства, которые можно рассматривать как показатели профессионального становления мастера производственного обучения: продуктивность деятельности (объективный результат деятельности); сформированность профессионально значимых качеств и профессиональной мотивации; самооценка результатов собственной деятельности.

Продуктивность деятельности

Деятельность мастера производственного обучения относится к педагогической деятельности, у которой специфичны предмет труда («активное человеческое существо с неповторимостью индивидуальных качеств, являющееся частицей социального целого»), средства труда (инструмент воздействия на предмет труда — личность педагога, его знания, умения, личностные качества) и конечный результат труда — человек, овладевший определенной суммой общественной культуры, причем результат отсрочен во времени и в дальнейшем способен к саморазвитию; воздействие же педагога на воспитуемого не угасает, а иногда продолжается всю жизнь.

Исходя из этих особенностей, можно отметить, что конечный результат деятельности мастера производственного обучения состоит в успешном овладении всеми учащимися избранной профессией.

Сформированность профессионально значимых качеств

На наш взгляд, при определении профессионально значимых качеств и свойств личности мастера производственного обучения следует исходить из специфики его профессиональной деятельности. Эта специфика состоит в том, что мастер выполняет функции инструктора-наставника, обучающего учащихся базовой профессии, и функции воспитателя и организатора учебно-воспитательного процесса, т.е. работа мастера носит двоякий характер: она и техническая, и педагогическая. В соответствии с этим ему необходимо обладать определенными качествами (способностями) к тому и другому виду деятельности.

Страницы: 1 2 3

Информация по педагогике:

Уровень развития способностей как один из основных критериев дифференциации
Наиболее значимым для успешной организации обучения является такое свойство учащихся, как способности, в частности уровень умственного развития учащегося. У большинства авторов это понятие охватывает как предпосылки к учению (обучаемость), так и приобретённые знания (обученность). Способностями воо ...

ИКТ и современный урок истории в коррекционной школе
Вряд ли кто станет спорить с тем, что современные компьютерные технологии могут оказать учителю коррекционной школы неоценимую помощь. Это и замечательные демонстрационные возможности, и доступ к новейшей научной информации благодаря интернет-ресурсам, и широкий выбор электронных учебников и пособи ...

Анализ программ дошкольного воспитания по проблеме развития исследовательской деятельности
С целью выявления направленности содержания дошкольного образования на развитие исследовательских способностей детей мы провели анализ ряда образовательных программ, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации для детей дошкольного возраста. В программе «Из детства – в отрочество ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru