Подготовка мастера к виду профессионального обучения

Страница 1

В решении задач, стоящих на современном этапе перед системой профессионально-технического образования, ведущая роль принадлежит мастеру производственного обучения. От его личностных качеств, профессионального уровня как педагога во многом зависит уровень подготовленности и воспитанности будущих рабочих. Подготовка должна базироваться на научно обоснованном анализе становления мастера как субъекта собственной профессиональной деятельности.

Профессиональное становление мастера производственного обучения в целом будем рассматриваться как динамический процесс формирования субъекта деятельности, конечным результатом которого является профессиональное мастерство.

В подходе к анализу мастерства можно выделить два направления: функционально-операциональное и личностно-мотивационное.

Сторонники первого направления основное внимание сосредоточивают на анализе операционной стороны деятельности работников.

Сторонники второго направления основное внимание уделяют мотивационной стороне деятельности, качествам личности специалиста. Важным показателем мастерства молодых учителей является положительное отношение к профессии, степень эмоциональной вовлеченности в нее.

Учитывая все сказанное выше, определим мастерство как результат процесса профессионального становления субъекта деятельности, при котором он достигает наибольшего успеха в работе.

Выделяют следующие характеристики мастерства, которые можно рассматривать как показатели профессионального становления мастера производственного обучения: продуктивность деятельности (объективный результат деятельности); сформированность профессионально значимых качеств и профессиональной мотивации; самооценка результатов собственной деятельности.

Продуктивность деятельности

Деятельность мастера производственного обучения относится к педагогической деятельности, у которой специфичны предмет труда («активное человеческое существо с неповторимостью индивидуальных качеств, являющееся частицей социального целого»), средства труда (инструмент воздействия на предмет труда — личность педагога, его знания, умения, личностные качества) и конечный результат труда — человек, овладевший определенной суммой общественной культуры, причем результат отсрочен во времени и в дальнейшем способен к саморазвитию; воздействие же педагога на воспитуемого не угасает, а иногда продолжается всю жизнь.

Исходя из этих особенностей, можно отметить, что конечный результат деятельности мастера производственного обучения состоит в успешном овладении всеми учащимися избранной профессией.

Сформированность профессионально значимых качеств

На наш взгляд, при определении профессионально значимых качеств и свойств личности мастера производственного обучения следует исходить из специфики его профессиональной деятельности. Эта специфика состоит в том, что мастер выполняет функции инструктора-наставника, обучающего учащихся базовой профессии, и функции воспитателя и организатора учебно-воспитательного процесса, т.е. работа мастера носит двоякий характер: она и техническая, и педагогическая. В соответствии с этим ему необходимо обладать определенными качествами (способностями) к тому и другому виду деятельности.

Страницы: 1 2 3

Информация по педагогике:

Система упражнений в организации обучения чтению текстов лингвострановедческого содержания и этапы работы с ними
В методике преподавания иностранного языка получила распространение идея обучения иноязычной культуре на основе концепции диалога культур. Авторский коллектив под руководством В.ГТ. Кузовлева предпринял попытку создать УМК, который через систему познавательных, учебных, развивающих и воспитательных ...

Использование живописи в педагогическом процессе
Об эстетическом восприятии дошкольников написано много интересных и ценных в методическом отношении книг и статей. Но сегодня возникла необходимость взглянуть на предшествующий опыт с современных позиций, актуализировать некоторые проблемы. В последние годы уделяется все больше внимания вопросам эф ...

Анализ программ по русскому языку в аспекте изучаемой проблемы
Анализу были подвергнуты программы по русскому языку двух ведущих учебно-методических комплектов, используемых сегодня в российских школах при обучении младших школьников. 1. «Школа России» (научный руководитель – А.А. Плешаков) 2. Система начального образования Л.В. Занкова (научный руководитель - ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru