Анализ результатов методик «10 слов» и «Повтори слова и цифры» позволили выявить уровень развития долговременной памяти у старших дошкольников с нарушением слуха и сравнить с нормально слышащими сверстниками.
Количественный анализ выявления особенностей долговременной памяти у детей нарушением слуха и у нормально развивающихся сверстников позволил получить следующие результаты:
В методике «10 слов» мы наблюдаем, что в группе нормально развивающихся старших дошкольников высокий показатель уровня развития долговременной памяти наблюдается в 57% случаев. Дети с легкостью воспроизводят после первого чтения 6–8 слов, а после пятого 9–10 слов. Средний уровень 29% и низкий уровень развития 14% (1 ребенок). Эти результаты говорят о том, что нормально развивающиеся дошкольники способны удерживать в памяти слова.
Детей с нарушением слуха справились с заданием несколько хуже. Низкий уровень составил 43% (3 ребенка). Дети после первого чтения воспроизводят 3–5 слов. Средний уровень 43% и высокий уровень 14% (1 ребенок). Мы предполагаем, что это может быть связано с тем, что дети с нарушением слуха не сразу понимают смысл задания, им требуется помощь со стороны взрослого.
Анализ результатов методик «Запомни» и «Расположи картинки» позволили, выявит уровень зрительной памяти у дошкольников с нарушением слуха в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками.
Методика «Запомни»
По результатам экспериментального обследования у детей с нормальным развитием слуха высокий уровень запоминания составил 71% (5 детей), средний уровень 29%, так же как и у слабослышащих детей, низкий уровень запоминания у детей с нарушением слуха составил 71%. Мы предполагаем, что это может быть связано с затруднением узнавания геометрических фигур.
Таким образом, мы предполагаем, что низкий уровень запоминания может быть связано с тем, что дети с нарушением слуха не сразу понимают смысл задания, им требуется помощь со стороны взрослого.
Методика «Разложи»
По результатам экспериментального обследования дети с нормальным развитием слуха справились с заданием несколько лучше, чем дети с нарушением слуха. Высокий уровень детей с нормальным слухом составляет 86%, а у детей с нарушением слуха 71%. Средний уровень составил 14% как у нормально слышащих, так и у слабослышащих детей. Низкий уровень показали только дети с нарушением слуха 14%.
Таким образом, мы предполагаем, что дети с нарушением слуха наглядный материал запоминают лучше.
Анализ результатов методик «Повторение слов и цифр» позволил выявить уровень развития памяти у старших дошкольников с нарушением слуха в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками.
Данные результаты позволили выявить особенности слуховой памяти в группе детей с нарушением слуха и у нормально развивающихся сверстников и определить следующие выводы:
По результатам экспериментального обследования у детей старшего дошкольного возраста в норме высокий уровень развития составил 86%. Дети могли повторить слова и цифры в прямом порядке и обратном. Средний уровень 14%. Дети с нарушением слуха показали средний результат 57%, они повторили только слова и низкий результат 43%.
Изучение особенностей памяти детей с нарушенным слухом имеет принципиальное значение для психологии, поскольку именно в этой сфере можно найти ответы на важные вопросы, в частности на такой: в какой мере нарушение слуха (первичное нарушение) и особенности развития речи (вторичные отклонения) оказывают влияние на развитие разных видов памяти.
Данным вопросом занимались такие ученные, как Разанова, Нудельман, Маянц, Занкова, Соловьев. Обозова и тд.
Исследования Т.В. Розановой показали, что при непроизвольном запоминании наглядного материала глухие дети по всем показателям развития образной памяти отстают от нормально слышащих сверстников: в дошкольном возрасте хуже запоминают места расположения предметов.
В результате наблюдений и специальных исследований И.М. Соловьева и М.М. Нудельмана было установлено, что давно усвоенные представления могут уподобляться у глухих новым.
Д.М. Маянц обнаружила, что в процессе воспроизведения запомнивших слов у слышащих и глухих одно слово заменяется другим, близким по смыслу.
Информация по педагогике:
Теоретические концепции социально-педагогического менеджмента
Научными источниками и основными составными частями менеджмента в социальной сфере являются социология и теория менеджмента. Несмотря на то, что само управление старо как мир, идея управления как научной дисциплины, области исследования, профессии относительно нова. Управление было признано самосто ...
Преимущества дистанционного обучения
Как отмечают авторы статей, бесспорными преимуществами дистанционного обучения являются: 1. более высокая эффективность профессиональной подготовки по сравнению с вечерней и заочными формами обучения при более низкой стоимости образовательных услуг; 2. сокращение сроков обучения; 3. возможност ...
Этапы становления технологического образования в России и за рубежом
Еще задолго до появления педагогических теорий, в многовековой практике трудовому воспитанию молодежи в Древней Руси отводилось важное место. Традиции, обычаи и обряды формировали социально значимые качества, среди которых трудовые навыки умения, трудолюбие находились на одном из первых мест. При у ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.