Словесный метод профессионального обучения: рассказ-объяснение

Образование и педагогика » Профессиональное становление мастера производственного обучения » Словесный метод профессионального обучения: рассказ-объяснение

Под методом производственного обучения следует понимать основные способы совместной взаимосвязанной деятельности мастера и учащихся, с целью достижения учащимися профессионального мастерства, воспитания у них добросовестного отношения к труду, развития творческих способностей.

Методы производственного обучения должны отвечать следующим требованиям:

воспитывающий характер производственного обучения;

политехническая направленность производственного обучения;

проведение обучения на основе производительного труда учащихся;

доступность и посильность обучения, учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;

сочетание наглядности и познавательно - творческим, развивающими, характером обучения;

систематичность и прочность усвоения знаний, навыков и умений в производственном обучении.

Можно выделить три группы методов производственного обучения: словесные, наглядные и практические.

К словесным методам относятся рассказ и объяснение, беседа, работа с технической литературой. Устное и письменное инструктирование. Производственные семинары.

Наглядные методы - показ мастером трудового процесса, приема, демонстрация различных объектов, пособий и средств, самостоятельные наблюдения учащихся.

Практические методы - упражнения в выполнении трудовых действий. Можно выделить в особую группу такие методы, как решение производственно - технических задач, лабораторно - практические работы, самострельное выполнение производственных заданий проблемного характера.

«Рассказ–объяснение»

Применение мастером словесных методов и методических приемов воздействия словом способствует полноценному усвоению учащимся производственно - технических знаний, развитию у них способности правильно воспринимать и осмысливать окружающую производственную действительность.

Рассказ, как словесный метод представляет собой изложение в форме повествования и описания свойств и признаков труда, а также их изменений в ходе технологических процессов. Для эффективности рассказа возможно применение приёмов, поддерживающих внимание обучаемых: записи в тетрадях, выполнение схем, чертежей, графиков. При этом желательно, чтобы записи выполнялись учащимся не под диктовку, а самостоятельно. Во время рассказа возможно использование наглядных пособий, учащимся могут задавать вопросы для проверки понимания, ими сообщаемого материала. Мобилизации их внимания.

Объяснение - это изложение, имеющее характер рассуждений и доказательств, обоснований тех или иных признаков, свойств предметов, а также явлений и процессов.

В ходе объяснения особенностей трудовой операции мастер дает анализ ее состава и структуры. Обосновывает назначение и способы выполнения отдельных приёмов, сравнивает изучаемую операцию с уже известными учащимися. Связывает новое с имеющимся у них опытом. При этом объясняется особенности той или иной операции.

В производственном обучении опять же, в отличие от теоретического рассказ и объяснение чаще всего объединяется. При этом рассказ служит основной для объяснения и обычно ему предшествует. В обособленном виде рассказ применяется сравнительно редко. Так как мастеру необходимо больше объяснять, чем рассказывать, это требования программы производственного обучения.

В ходе обучения редко приходится использовать разъяснения, разновидность объяснение, относящегося к отдельным частым вопросам. Мастер прибегает к дополнительным разъяснениям. Если учащихся недостаточно поняли суть основного объяснения и, выполняя упражнения, допускают ошибки.

Информация по педагогике:

Определение понятия «самостоятельность»
В педагогической литературе самостоятельность учащихся как один из ведущих принципов обучения рассматривается с конца 18 в. Вопрос о развитии самостоятельности и активности учащихся — центральный в педагогической системе К.Д Ушинского, который обосновал пути и средства организации самостоятельной р ...

Компоненты навыка чтения и их взаимосвязь
Чтение – это сформировавшееся действие, навык. Как всякий навык, чтение в процессе своего формирования проходит ряд этапов, качественно-своеобразных ступеней. Каждый из этих этапов тесно связан с предыдущим и последующим, постепенно переходит из одного качества в другое. «В предыдущей ступени накап ...

Понятие «ценность», виды ценностей и «ценностное отношение»
Ценности – специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительные или отрицательные значения для человека и общества (благо, добро и зло, прекрасное и безобразное), заключенные в явлениях общественной жизни и природы. По мнению М.Вебера – ценность – термин, широк ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru