Под системой зачетных единиц понимается системное определение всех основных аспектов организации учебного процесса на основе использования зачетной единицы (кредита) в качестве меры трудоемкости учебной работы, выражающей совокупность всех составляющих, связанных с организацией учебного процесса
Позиционируя систему зачетных единиц относительно целей и приоритетов развития болонских реформ нетрудно увидеть, что переход к реализуемой в её рамках субъект-субъектной образовательной технологии является по сути переходом к студентоцентрированному обучению, когда на первый план в организации учебного процесса выходят интересы не университета, не преподавателей, а интересы студента.
Рис. 1. Особенности организации учебного процесса в системе зачетных единиц
С точки зрения функциональных аспектов система зачетных единиц является основой :
• индивидуально-ориентированной организации учебного процесса, предоставляющей студентам возможность составления индивидуальных учебных планов, свободного определения последовательности освоения дисциплин, самостоятельного составления личных семестровых расписаний учебных занятий;
• стимулирующей балльно-рейтинговой системы оценки результатов учебной деятельности студентов;
• формирования и постоянного развития учебных планов, программ и стандартов содержания образования;
• предоставляемых преподавателям академических свобод, в том числе права свободного выбора методики обучения;
• экономических расчетов размера платы за обучение и заработной платы преподавателей;
• формирования бюджетов доходов и расходов структурных образовательных подразделений университета.
Подчеркнем, что ключевыми элементами системы зачетных единиц являются индивидуально-ориентированная организация учебного процесса и стимулирующая балльно-рейтинговая система оценки учебной деятельности в сочетании с прогрессивными принципами педагогического менеджмента.
В качестве основных принципов педагогического менеджмента выделим следующие:
• четко поставленные идеалы и цели образования;
• педагогическое проектирование учебно-воспитательного процесса;
• компетентная консультация;
• нормирование учебной работы;
• оперативный, надежный (объективный), полный, точный и постоянный учет;
• справедливое отношение к студентам;
• вознаграждение (в баллах и/или с использованием моральных средств, стимулирующих мотивацию к учению) за качественное и своевременное выполнение заданий;
• взаимная дисциплинированность преподавателей и студентов;
• наличие у преподавателей и студентов четко отработанных стандартных инструкций и строгое их соблюдение, что способствует повышению качества обслуживания студентов преподавателями, объективности взаимного контроля преподавателей и студентов, предсказуемости получаемых студентами оценок.
Одним из важных условий перехода от субъект-объектного к субъект-субъектному взаимодействию студентов и преподавателей в образовательном процессе является широкое внедрение в учебный процесс элементов развивающего обучения, привлечение студентов к участию в реальных научно-исследовательских, проектно-конструкторских и других практико-ориентированных работах, так как изменений в организации учебного процесса и применения рейтинговой системы стимулирования и оценки учебной работы недостаточно для достижения главной цели образовательного процесса университетов − всестороннего развития личности, для которой творчество является стилем деятельности.
Для достижения действительно нового качества образовательного процесса в результате перехода к субъект-субъектной парадигме обучения необходимо придать новой педагогической системе целостность, что возможно лишь в том случае, если переход к ней будет системным и предусматривать комплексную реформу всех элементов традиционной образовательной системы. Это, однако, не исключает возможности поэтапного внедрения отдельных элементов системы зачетных единиц для развития и улучшения традиционной образовательной системы. В частности, многие университеты с традиционной организацией учебного процесса уже разработали и внедрили собственные рейтинговые системы оценки учебной работы студентов, приложения к дипломам выпуск международного образца и другие инновации в организации учебного процесса и оценке его результатов.
Информация по педагогике:
Что следует понимать под дистанционным обучением
Сопоставляя данные статей, можно заключить, что дистанционное обучение — это новая, специфичная форма обучения, несколько отличная от привычных форм очного или заочного обучения. Она предполагает иные средства, методы, организационные формы обучения, иную форму взаимодействия учителя и учащихся, уч ...
Роль педагога в развитии детского коллектива
В современном образовательном пространстве педагог обеспечивает гармоничное соотношение в протекании процессов индивидуализации и социализации ребенка во взаимодействии с группой детей. Учителю необходимо быть нацеленными на то, что «воспитание должно обеспечивать гармонию человека с самим собой че ...
Возрастные особенности старших школьников в процессе обучения и воспитания
Учащиеся 15—16 лет вступают в пору юности. Существует ли психологическая специфика усвоения учебного материала старшими школьниками, отличающая этот процесс от предыдущего и последующего этапов обучения? Дело в том, что после бурных, скачкообразных моментов интенсивного физического и психического р ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.