Использование живописи в педагогическом процессе

Об эстетическом восприятии дошкольников написано много интересных и ценных в методическом отношении книг и статей. Но сегодня возникла необходимость взглянуть на предшествующий опыт с современных позиций, актуализировать некоторые проблемы.

В последние годы уделяется все больше внимания вопросам эффективного использования изобразительного искусства в работе с детьми. Многие педагоги, искусствоведы пишут об активизации педагогического процесса средствами изобразительного искусства. В работах А.Н. Бурова, П.Н. Якобсона, Б.П. Юсова, Р.М. Чумичевой, Т.И. Хризман и др. доказывается необходимость активного использования разных видов и жанров изобразительного искусства в работе с дошкольниками.

Исследования особенностей восприятия детьми дошкольного возраста изобразительного искусства говорят о том, что у детей уже с раннего детства появляются интересы к различным видам и жанрам искусства, и на их основе увлеченность рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием, развиваются познавательные потребности как структурные компоненты творческого потенциала ребенка. Он учится всматриваться в образ картины, скульптуры, находить и различать способы изображения.

Дубровская Е.А. и Козлова С.А. в книге «Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста» доказывают, что в процессе приобщения детей к разным видам изобразительного искусства происходит развитие познавательных способностей, уточняются знания об окружающем, общественных явлениях, природе и т.д. Восприятие художественного образа в картинах способствует уточнению многих понятий специфических для изобразительного искусства. Их значение делает процесс восприятия более осмысленным, интересным, так как ребенок различает выразительные средства каждого вида и жанра изобразительного искусства.

Изобразительные искусства обращаются к действительности как к источнику формирования внутреннего духовного мира человека. Об этом свидетельствуют исследования следующих педагогов и искусствоведов: В.А. Разумного, М.Ф. Овсянникова, И.Б. Астахова, Н.А. Дмитриева, М.А. Когана.

В психологических и педагогических исследованиях вскрываются особенности умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте. В частности, в работах А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе восприятия художественных произведений живописи выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в своей продуктивной деятельности. Живопись способствует формированию обобщенных способов анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач.

В процессе формирования у детей эстетического отношения к живописи главное - эмоционально-образное восприятие произведений искусства, изобразительно-выразительных средств, формирование интересов, предпочтений. Это доказывается в исследованиях М.Ф. Овсянникова, И.Б. Астахова, Н.А. Дмитриева.

По мнению Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной, В.С. Мухиной, обучая детей восприятию произведений живописи, мы тем самым делаем выразительнее их изобразительную деятельность, хотя совершенно очевидно, что в этом процессе нет механического переноса способов деятельности.

В исследованиях Н.А. Курочкиной, Н.Б. Халезовой, Г.М. Вишневой показано, что художественное восприятие формируется наиболее полно в старшем дошкольном возрасте, когда дети могут самостоятельно передавать живописный образ, давать оценки, высказывать эстетические суждения и нем.

Н.М. Зубарева доказывает доступность восприятия детьми пейзажа в живописи, и в практической педагогической работе использует различные методы и приемы художественного восприятия картин пейзажной живописи. Педагог использует беседы об искусстве, игровые ситуации, в которых дети сравнивают, узнают разные по художественной выразительности художественные образы. Педагог комплексно использует различные дополнительные средства воздействия на эстетическое восприятие детей. Кроме художественных произведений Н.М. Зубарева рекомендует использовать музыкальное сопровождение восприятия пейзажей, поэзию, прозу.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что ознакомление детей дошкольного возраста с пейзажной живописью создает условие для их дальнейшего психического, нравственно эстетического развития и формирует начало художественного творчества.

Информация по педагогике:

Стимулирование как проблема исследования
Научному изучению причин активности человека, их детерминации положили начало великие мыслители Древней Греции и Рима – Фалес, Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Лукреций и другие. Разработкой проблем мотивации в зарубежной психологии занимались различные школы. Анализ литературных ист ...

Организация, основные этапы экспериментального исследования. Методы сбора и обработки его результатов
Одновременно с проведением теоретико-методического исследования, и в тесной взаимосвязи с ним, нами осуществлялось экспериментальное исследование. При проведении и организации эксперимента мы основывались на опыте, накопленном к настоящему времени в дидактике и частных методиках. Экспериментальное ...

Условия формирования исследовательской деятельности
Создание условий для исследовательской деятельности детей в условиях личностно-ориетированного образования представляется как задание определенной программы действий ребенка по поиску способов для достижения целей. При этом постановка проблемы может задаваться педагогом, а ее решения предлагаться р ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru