Социально-психологические особенности девиантных подростков

Образование и педагогика » Профилактика девиантного поведения подростков » Социально-психологические особенности девиантных подростков

Страница 3

Подростковые реакции могут быть как вариантами поведения в норме, так и представлять собой патологические нарушения. Поведенческие реакции становятся патологическими, если распространяются за пределы той ситуации и микрогруппы, где они возникли, если они затрудняют или нарушают социальную адаптацию.

Итак, мы можем сделать вывод, что у подростка с девиантным поведением следующие социально-психологические особенности: неприятие педагогических воздействий; неумение преодолевать трудности; сверхнапряженность; стремление к независимости; подверженность чужому влиянию; агрессивность. Эти особенности развития подростков не всегда приятны для взрослых, порой ведут к непониманию, конфликтам, взаимным обидам. Между тем для данного возраста они совершенно естественны. Специалист, который имеет дело с «трудными» подростками, должен владеть этой информацией. Зная психологические особенности, провоцирующие причины, специалист по социальной работе сможет строить и профилактическую, и коррекционную работу с подростками. Без знания этих особенностей невозможно адекватно влиять на подростков и пытаться взаимодействовать с ними.

Таким образом, в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления разных форм нарушения поведения. Теперь, зная особенности подросткового возраста, мы можем более подробно рассмотреть вопрос организации профилактики девиантного поведения среди подростков.

Выводы по главе: Подводя итог изложенному в данной главе материалу, мы пришли к выводу о глубокой наполненности содержания понятия «девиантного поведения». Современная научная литература раскрывает многообразие аспектов девиантного поведения, дает возможность увидеть суть этого довольно сложного социального явления. Мы убедились в том, что существуют глубокие различия между различными биологическими, психологическими и социологическими объяснениями девиации. В целом ни одна теория не способна дать полного объяснения девиантному поведению, каждая высвечивает важный источник отклонения поведения от норм. Выяснили, что причинами девиантного поведения являются противоречия социально-экономического и политического развития, с одной стороны и индивидуальная социально-психологическая дезадаптация с другой. Чтобы преодолеть отклоняющееся поведение подростка, нужно знать возможности физического и психического его развития, взаимообусловленность направленности личности положительными и отрицательными качествами, определить «зону» оптимального воздействия. Причем изучение причин отклонений и поиски путей положительного развития подростка должны осуществляться одновременно.

Мы считаем целесообразным, в следующей главе более подробно рассмотреть процесс социально-профилактической работы с детьми девиантного поведения.

Предметом и содержанием социальной работы на уровне личности «в зоне распада» становится в настоящее время профилактика девиантного поведения.

Задача профилактики – самая актуальная, но трудно разрешимая. В общем плане она сводится к предупреждению отклонений, где наиболее важным является недопущение первого опыта правонарушения, а также минимизация социального вреда, наносимого девиациями обществу. Решение этих задач требует высокого профессионализма специалистов. Процесс предупреждения и преодоления девиантного поведения осуществляется при помощи различных технологий и форм, выбор которых зависит от особенностей «трудных» подростков, причин возникновения и проявления их поведения, условий и возможностей превентивных воздействий.

Данная глава включает теоретический анализ различных технологий, программ, методов профилактики девиантного поведения подростков.

Страницы: 1 2 3 

Информация по педагогике:

Система деятельности социального педагога
Система деятельности социального педагога, как указывают А.В. Мудрик, В.И. Загвязинский, В. Бочарова, представляет собой последовательную совокупность различных видов педагогической деятельности [Мудрик]. Она отражена на схеме 1. Схема 1. Система деятельности социального педагога Сферой приложения ...

Сущностные характеристики и психолого-педагогические основы самообразования личности
Переход к рынку, конкурентоспособность производства в рыночных условиях, перспективы роста числа безработных и новые требования к трудоустройству во многом зависит от способности и готовности человека решать экономические и научно-технические задачи, внедрять и осваивать новую технику, технологию, ...

Виды занятий по родному языку
Занятия по родному языку могут быть классифицированы следующим образом: в зависимости от ведущей задачи, основного программного содержания занятия: занятия по формированию словаря (осмотр помещения, ознакомление со свойствами и качествами предметов); занятия по формированию грамматического строя ре ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru