Социально-психологические особенности девиантных подростков

Образование и педагогика » Профилактика девиантного поведения подростков » Социально-психологические особенности девиантных подростков

Страница 3

Подростковые реакции могут быть как вариантами поведения в норме, так и представлять собой патологические нарушения. Поведенческие реакции становятся патологическими, если распространяются за пределы той ситуации и микрогруппы, где они возникли, если они затрудняют или нарушают социальную адаптацию.

Итак, мы можем сделать вывод, что у подростка с девиантным поведением следующие социально-психологические особенности: неприятие педагогических воздействий; неумение преодолевать трудности; сверхнапряженность; стремление к независимости; подверженность чужому влиянию; агрессивность. Эти особенности развития подростков не всегда приятны для взрослых, порой ведут к непониманию, конфликтам, взаимным обидам. Между тем для данного возраста они совершенно естественны. Специалист, который имеет дело с «трудными» подростками, должен владеть этой информацией. Зная психологические особенности, провоцирующие причины, специалист по социальной работе сможет строить и профилактическую, и коррекционную работу с подростками. Без знания этих особенностей невозможно адекватно влиять на подростков и пытаться взаимодействовать с ними.

Таким образом, в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления разных форм нарушения поведения. Теперь, зная особенности подросткового возраста, мы можем более подробно рассмотреть вопрос организации профилактики девиантного поведения среди подростков.

Выводы по главе: Подводя итог изложенному в данной главе материалу, мы пришли к выводу о глубокой наполненности содержания понятия «девиантного поведения». Современная научная литература раскрывает многообразие аспектов девиантного поведения, дает возможность увидеть суть этого довольно сложного социального явления. Мы убедились в том, что существуют глубокие различия между различными биологическими, психологическими и социологическими объяснениями девиации. В целом ни одна теория не способна дать полного объяснения девиантному поведению, каждая высвечивает важный источник отклонения поведения от норм. Выяснили, что причинами девиантного поведения являются противоречия социально-экономического и политического развития, с одной стороны и индивидуальная социально-психологическая дезадаптация с другой. Чтобы преодолеть отклоняющееся поведение подростка, нужно знать возможности физического и психического его развития, взаимообусловленность направленности личности положительными и отрицательными качествами, определить «зону» оптимального воздействия. Причем изучение причин отклонений и поиски путей положительного развития подростка должны осуществляться одновременно.

Мы считаем целесообразным, в следующей главе более подробно рассмотреть процесс социально-профилактической работы с детьми девиантного поведения.

Предметом и содержанием социальной работы на уровне личности «в зоне распада» становится в настоящее время профилактика девиантного поведения.

Задача профилактики – самая актуальная, но трудно разрешимая. В общем плане она сводится к предупреждению отклонений, где наиболее важным является недопущение первого опыта правонарушения, а также минимизация социального вреда, наносимого девиациями обществу. Решение этих задач требует высокого профессионализма специалистов. Процесс предупреждения и преодоления девиантного поведения осуществляется при помощи различных технологий и форм, выбор которых зависит от особенностей «трудных» подростков, причин возникновения и проявления их поведения, условий и возможностей превентивных воздействий.

Данная глава включает теоретический анализ различных технологий, программ, методов профилактики девиантного поведения подростков.

Страницы: 1 2 3 

Информация по педагогике:

Оценка текущей и итоговой успеваемости студента
Важной составляющей системы зачетных единиц является оценка успеваемости студента по совокупности изученных учебных дисциплин на основе Общего среднего показателя успеваемости (ОСПУ). ОСПУ определяется как отношение суммы произведений числовых эквивалентов буквенных оценок и зачетных единиц изученн ...

Имя прилагательное как часть речи
Имя прилагательное – это часть речи, обозначающая непроцессуальный признак предмета и выражающая это значение в словоизменительных морфологических категориях рода, числа и падежа. Прилагательное обладает морфологической категорией степени сравнения и имеет полные и краткие формы. В состав прилагате ...

Личность педагога профессионального обучения
Сущность профессионально-педагогической деятельности В последнее десятилетие в педагогической науке наметилась тенденция культурологического анализа педагогической реальности. Анализ профессионально-педагогической культуры, работ культурологов свидетельствует о двух основных направлениях исследован ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru