Экологическое образование прошло длинный путь в своём развитии от относительной неопределённости целеё и задач до всеобщего признания.
Предшественниками экологического образования были Ж.Ж. Руссо, А. Гумбольдт, Э. Геккель, К.Д.Ушинский и др. однако фундамент современного экологического образования заложил Патрик Геддес. Профессор ботаники из Шотландии. Его называют «отцом экологического воспитания». Он был первым, кто отметил в мировой научной литературе жизненно важную, фундаментальную взаимосвязь между качеством окружающей среды и качеством образования поколений. Он высказал ряд интересных идей о целях и задачах экологического образования, предложил ряд инновационных методов и технологий обучения детей в природе и посредством природы, активно отстаивал идею развития ученика как целостной личности.
С момента своего возникновения экологическое воспитание получило всеобще признание. Его ускоренному развитию способствовала не только постоянно растущая обеспокоенность мирового сообщества за состояние природной среды, но и мощная поддержка со стороны международных организаций.
Начало реального международного сотрудничества в области охраны природы относится к первым послевоенным годам. В 1948 году был образован Международный союз защиты природы при поддержке ООН и ЮНЕСКО. Именно с этого момента экологическое образование начинает приобретать конкретные формы и соответствующее содержание.
В 1968 году ООН и ЮНЕСКО провели первую международную конференцию по проблемам биосферы, в материалах которой отмечалась чрезвычайная актуальность экологического образования, раскрывались цели и задачи этого вида образования. Эта конференция фактически положила начало международному сотрудничеству в области экологического образования учащейся молодёжи. В 1970 году ООН и ЮНЕСКО провели в Неваде Международное совещание. Это совещание определило экологическое образование как процесс распознавания ценностей природы, формирования знаний, умений, отношений, требующихся для понимания и оценки взаимосвязи человека с его культурной и биофизической средой.
К наиболее значимым Международным конференциям, фактически заложившим основы экологического образования, относятся: Стокгольмская конференция 1972 года, Белградская конференция 1975 года.
Важнейшим документом Белградской конференции является «Белградская хартия». Это был глобальный план действий в области охраны природы и формирования ответственного отношения человека и общества к природной среде.
В 1980 году прошла Всесоюзная конференция « Проблемы экологического образования и воспитания в средней школе». Особым вкладом дано конференции было обоснование экологического образования как нового направления в деятельности советских общеобразовательных школ.
Образование в области охраны окружающей среды ( Environmental Education), согласно ЮНЕСКО должно:
- рассматривать окружающую среду, охватывая все её стороны: природную, антропогенную, экологическую, политическую, экономическую, социальную, юридическую, культурную, эстетическую.
- основываться на междисциплинарном подходе
- рассматривать экологические проблемы в глобальном масштабе, учитывая региональную и местную специфику.
- учитывать современные и возможные будущие экологические кризисы
в 1982 Генеральная асанблея ООН провозгласила Всемирную хартию природы. Было положено начало принципиально важному сдвигу в экологическом образовании, которое характеризуется переходом от философии антропоцентризма к философии экоцентризма. Принятие этого документа стимулировало разработку теоретических, этических и прикладных аспектов проблемы экологического образования в большинстве стран мира.
В 1987 году Конгресс ЮНЕСКО разработал новые формы экологического образования, предложил современные технологии формирования у личности ответственного отношения к природе.
В начале 1990 годов в международном общественном сознании заметно усилилось понимание того, что выход из нарастающего экологического кризиса можно найти в культурной общности и укреплении чувства благоразумия.
В 1992 году в Рио- де- Жанейро состоялась Всемирная конференция ООН по вопросам окружающей среды. Эта конференция вновь подтвердила чрезвычайную значимость экологического образования как средства сохранения жизни на планете. Основной документ этой конференции «Повестка действий на 21 век». В нём отмечается, что экологическое образование как в школах, так и вне школ, совершенно необходимо для повышения интереса людей к экологическим и этическим вопросам современности.
Были поставлены следующие задачи:
- интегрировать экологическое образование во все уровни преподавания
-пересмотреть школьные программы, акцентируя приоритет общественных экологических организаций в этой сфере деятельности
- внедрять в повседневную практику экологически приемлемый жизненный стиль.
В содержании современного экологического образования господствует философия антропоцентризма. Она рассматривает природу как некую реальность, изначально предназначенную быть источником разнообразных ресурсов и средств удовлетворения различных потребностей человека. Антропоцентрическая парадигма в содержании экологического образования проявляется в господстве академического обучения, в определенном навязывании учащимся содержания, способов и методов учебной и внеучебной деятельности. Содержанием современного экологического воспитания должно стать обучение стратегиям позитивных умений, основанных на осознании каждым человеком своей сопричастности к возникновению экологических проблем и ответственности за состояние окружающей среды на локальном, национальном и глобальном уровнях.
Информация по педагогике:
Особенности использования современных средств обучения студентов УСПО
В настоящее время, когда Россия определяется с инновационными путями собственного развития, которые отвечают общемировым тенденциям, актуализируются проблемы качества образования. В этих условиях образовательной процесс учреждений СПО призван обеспечить высокий уровень профессиональной подготовки в ...
Компетентность как новый образовательный результат
В предыдущем параграфе мы пришли к следующим выводам: во-первых, социальный контекст подросткового возраста крайне сложен и противоречив, во-вторых, несмотря на то, что контекстом подросткового возраста является личностное самоопределение, главные идентификационные потребности современных подростко ...
Социально-педагогические технологии работы с детьми
группы риска
Одним из самых важных и в то же время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога является социально-педагогическая работа с детьми, которых так или иначе всегда выделяют в самостоятельную категорию, но называют при этом по-разному: трудные, трудновоспитуемые, пе ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.