Русский язык занимает важное место в системе школьных предметов, так как он является не только объектом изучения, но и средством обучения, ибо на уроках русского языка учащиеся приобретают необходимые умения и навыки, с помощью которых они овладевают знаниями по другим предметам.
Одной из наиболее общих категорий русского языка, по признанию специалистов, являются части речи. В них определённым образом группируются слова с близкими лексико-грамматическими характеристиками, с одинаковым способом отображения объективной действительности. Поэтому части речи привлекали и привлекают особый интерес, как при решении важных теоретических вопросов, так и в практическом освоении языка.
Имена прилагательные по своим выразительным качествам не могут сравниться ни с одной частью речи. Имена прилагательные «как бы живописуют и характеризуют, они, словно, расцвечивают повествование». В отличие от имени существительного, обозначающего понятие о предмете в совокупности со всеми его признаками, прилагательное суживает объем понятия, делает его конкретным и отчетливым. Поскольку одна из задач преподавания русского языка состоит в том, чтобы научить детей выражать свои мысли не только правильно, но и точно, образно, возникает настоятельная необходимость в ознакомлении учащихся с прилагательным как частью речи, что делает тему исследования актуальной и перспективной.
Анализ новых тенденций оптимизации образовательного процесса в школе позволяет говорить в первую очередь об изменении общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе от определения цели обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как формирования умения учиться; от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учебного процесса как смыслового (процесса смыслообразования и смыслопорождения).
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
В современных методических исследованиях, посвященных обучению русскому языку, рассматриваются различные аспекты речевого подхода к изучению языковых явлений. Проблема языкового развития учащихся рассматривается в методике не только в общем плане, но и в грамматическом (В.А. Добромыслов, Г.К. Лидман-Орлова, И.Львова, Л.Ю. Максимов, В.П. Озерская, Е.Н. Пузанкова, М.М. Разумовская, Л.А. Тростенцова); речеведческом (В.И. Капинос, Т.А. Ладыженская). При этом исследователи отмечают, что изучение морфологии в школе должно способствовать развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса, усвоению ряда правил словоупотребления и полноценному усвоению норм правописания. Таким образом, знания, умения и навыки в области морфологии являются той основой, на которой формируются и совершенствуются лингвистическая, языковая и речевая компетенции. Однако необходимо отметить, что до сих пор нет специального исследования, посвященного обучению именно имени прилагательному.
Объектом исследования в данной работе выступает процесс изучения имени прилагательного в начальной школе.
Предметом исследования являются особенности освоения имени прилагательного в рамках программ «Школа России» и системы начального образования Л.В. Занкова.
Целью данной работы является сопоставительный анализ специфики изучения темы «Имя прилагательное» в рамках программ «Школа России» и системы начального образования Л.В. Занкова с учетом формирования универсальных учебных действий.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить место имени прилагательного в системе частей речи.
2. Проанализировать программы «Школа России» и системы начального образования Л.В. Занкова и учебники в аспекте изучаемой проблемы.
3. Охарактеризовать понятие и классификацию универсальных учебных действий.
4. Выявить методические приемы изучения имени прилагательного младшими школьниками.
5. Разработать систему уроков по изучению имени прилагательного в начальной школе с учетом формирования универсальных учебных действий.
В ходе выполнения работы были использованы следующие методы: теоретический анализ литературы по проблеме исследования; описательный метод, включающий в себя наблюдение, сопоставление, обобщение и классификацию исследуемого материала, а также творческая опытная работа по составлению методической разработки.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработанные методические рекомендации по совершенствованию навыков, умений, универсальных учебных действий учащихся младших классов могут быть использованы в преподавании русского языка в начальной школе.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе рассматриваются лингвистические основы обучения имени прилагательному как части речи. Вторая глава посвящена практическим аспектам изучения данной темы в начальной школе: анализу программы и учебников, методическим приемам.
В третьей главе анализируется понятие универсальных учебных действий и приводятся разработки уроков для младших школьников разного возраста по изучению имени прилагательного с учетом формирования универсальных учебных действий.
Информация по педагогике:
Основные тенденции развития
методических подходов к совершенствованию физического воспитания школьников
Физическая культура в жизни общества выполняет ряд важнейших функций. Развивающая функция состоит в совершенствовании всех физических сущностных сил людей, включая мышечную и нервную системы, психические процессы; руки и ноги; гибкость и стройность тела, глаз и ухо, способность ориентироваться в пр ...
Перспективы для студентов
Положение вещей составляющей системы ЕСTS – гармонизированной системой оценки знаний – выглядит иначе. Оценка знаний по стандарту ЕСTS осуществляется за буквами от А к F: оценка А отвечает полученной в украинском вузе «пятерке», B и С – нашей оценке «хорошо», D и E – «удовлетворительно», это проход ...
Принципы русской орфографии
Природу русской орфографии обычно определяют с лингвистических позиций. Теоретические обобщения в области фонетики, графики, орфографии лежат в основе методики обучения грамоте и правописанию; грамматические теории (о частях речи, словосочетании, предложении) является базой для методики обучения гр ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.