Разработка уроков, посвященных изучению имени прилагательного, формирующих универсальные учебные действия

Образование и педагогика » Изучение имени прилагательного на уроках русского языка в начальной школе с учетом формирования универсальных учебных действий » Разработка уроков, посвященных изучению имени прилагательного, формирующих универсальные учебные действия

Страница 1

Перечень универсальных учебных действий, необходимых для формирования на каждом этапе обучения, был учтен нами при конструировании уроков русского языка, посвященных изучению имени прилагательного.

При составлении планов уроков, посвященных изучению имени прилагательного, все задания и выполняемые на уроке упражнения анализировались нами на возможность их использования для формирования и совершенствования универсальных учебных действий.

Планы уроков составлялись в виде таблицы, в левой части которой излагается обычный план проведения урока, а в правой части фиксируются универсальные учебные действия, формируемые в ходе выполнения заданий учителя. Составление плана урока в подобной форме позволило наглядно увидеть долю времени, которое учитель тратит на формирование универсальных учебных действий, а также многообразие УУД, формируемых на одном уроке.

В качестве примера приведем планы-конспекты уроков русского языка, посвященных изучению имени прилагательного в начальной школе. Уроки составлены по программе «Школа России», авторами которой являются Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. Данный УМК сегодня становится особенно популярным среди образовательных учреждений, осуществляющих обучение по программам начального общего образования. Именно по этой программе ведется обучение младших школьников в учебном заведении, явившемся базой педагогической практики автора работы.

Написание плана-конспекта урока с учетом формирования УУД требует тщательного продумывания его целей и основных этапов. Особую сложность составляет выбор форм работы, направленной на формирование различных УУД. Мастерство учителя должно проявиться в разумном сочетании этапов урока, действий педагога и учащихся, направленных на реализацию предметных целей обучения и целей формирования УУД.

В конспекте урока может отводиться специальное место разграничению этих целей. Молодым учителям полезно при составлении плана-конспекта сопоставлять используемые формы работы с целями, которых они достигают.

Мы предлагаем оформлять планы конспекты в виде таблицы, в левой части которой фиксируются основные этапы урока, а в правой выделяются УУД, формируемые на том или ином этапе.

Для того чтобы показать динамику в формировании УУД, приведем уроки для учеников 1-4 классов.

1 класс

Тема урока: Слова, отвечающие на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?

Предметная цель: развитие первоначальных представлений учащихся о функциях в речи слов, обозначающих признаки предметов; ознакомление с вопросами, на которые отвечают данные слова.

Формирование УУД: осознанное построение речевого высказывания, умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя (познавательные УУД), анализ объекта – выделение его признаков, синтез, построение логической цепочки рассуждений, выдвижение гипотезы (логические УУД), умение слушать, умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста) (коммуникативные УУД), осознавать роль языка и речи в жизни людей (личностные УУД).

Этапы урока

Формирование УУД

I. Наблюдение за словами, которые обозначают признаки предметов.

1.Ознакомление со словами, отвечающими на вопрос какой?

- Отгадайте загадку:

Круглый-круглый,

Сладкий-сладкий,

С полосатой кожей гладкой.

А разрежешь – посмотри:

Красный-красный он внутри. (Арбуз. )

- Действительно, посмотрите на картинку:

Вот какой у нас арбуз –

Замечательный на вкус!

Даже нос и щёки –

Все в арбузном соке…

- Ребята, на какой вопрос отвечает слово арбуз? (на вопрос что?)

- Что обозначает слово арбуз? (обозначает предмет)

- Давайте вернёмся к загадке и вспомним, какие слова помогли догадаться, что это арбуз.

- С какой стороны характеризует арбуз слово круглый? (указывает форму)

- А слово сладкий? (указывает вкус)

- Слова полосатый, красный? (указывают цвет)

Так вот, у каждого предмета есть признаки, по которым и различаются предметы между собой. Назовите ещё раз признаки арбуза (круглый, сладкий, полосатый, красный.)

- Поставьте вопрос к тем словам, которые вы только что назвали (какой?)

Давайте запишем в тетрадках: Арбуз (какой?) круглый, сладкий, полосатый, сладкий.

2. Ознакомление со словами, отвечающими на вопрос какая?

- Я прочту вам текст, а вы должны определить, о чём я прочла, и назвать признаки предмета.

Маленькая яблонька

У меня в саду –

Белая-белая,

Вся стоит в цвету.

-О чём я прочла? (о яблоньке)

-Что обозначает слово яблонька? (предмет)

-Назовите признаки этого предмета (маленькая, белая)

-Поставьте вопрос к этим словам (какая?)

-Запишем в тетрадях: Яблонька (какая?) маленькая, белая.

3. Ознакомление со словами, отвечающими на вопрос какое?

- Посмотрите на рисунок. Что обозначает этот предмет? (этот предмет обозначает солнце)

- Назовите признаки этого предмета (яркое, тёплое)

- На какой вопрос отвечают эти слова? (какое?)

- Какую запись сделаем в тетрадках? (Солнце ( какое? ) яркое, тёплое)

- Ребята, просмотрите свои записи в тетрадях и скажите, о чём мы написали? (об арбузе, о яблоньке, о солнце)

- В каком числе употреблены эти слова? (в единственном)

- А слова, которые обозначают признак этих предметов? (тоже в единственном)

- Давайте сделаем вывод: на какие вопросы отвечают слова в единственном числе, которые обозначают признак предмета? (Какой? Какая? Какое?)

4. Ознакомление со словами, отвечающими на вопрос какие?

- На доске я написала слова. Составьте из них предложение.

Опадают, дерева, с, листья, жёлтые. ( Опадают с дерева жёлтые листья.)

- О чём говорится в этом предложении? (о листьях)

- Назовите признак слова листья (жёлтые)

- Поставьте вопрос к этому слову ( какие?)

- Напишите в тетрадях: Листья (какие?) жёлтые.

- В каком числе употреблено слово листья? (во множественном)

- А слово жёлтые? (тоже во множественном)

- Сделайте вывод: на какой вопрос отвечают слова во множественном числе, которые обозначают признак предмета? (какие)

II. Обобщение.

- На какие вопросы отвечают слова, которые обозначают признаки предметов? (Слова, которые обозначают признаки предметов, отвечают на вопросы какой? Какая? Какое? Какие?)

- Подчеркните в тетрадке все признаки предметов волнистой линией.

Физминутка.

IV. Наблюдение функций в речи слов, обозначающих признаки предметов.

1. Запись слов в два столбика.

Я продиктую вам слова, а вы запишите их в два столбика. 1 столбик – название предметов, 2 столбик – признаки предметов.

Заяц, хитрая, лиса, проворные, трусливый, белки.

- Назовите предметы (заяц, лиса, белки)

- Кого они обозначают? (животных)

- Назовите признаки предметов (хитрая, проворные, трусливый)

- Что они обозначают? (качества характера)

- Соедините стрелочками слова 1 столбика со словами 2 столбика так, чтобы совпало название животного с его качеством характера.

2. Обобщение.

- Для чего существуют признаки предметов в нашей речи? (Признаки предметов существуют в нашей речи для того, чтобы дать характеристику предмета, точнее, его описать, отличить один предмет от другого)

V. Творческая работа. Составление и запись предложений (комментированное письмо)

- Давайте составим предложение из слов, не связанных по смыслу: ежи и листья. Эти слова должны быть употреблены вместе с признаками, подходящими по смыслу. (Колючие ежи спрятались под сухими листьями.)

- Подчеркните признаки предметов. Назовите те слова, которые вы подчеркнули (колючие, сухими.)

III. Итог урока.

-то узнали нового о словах?

IV. Организация на перемену.

Умение слушать

Анализ объекта – выделение его признаков

Умение слушать

Построение логической цепочки рассуждений

Умение делать выводы в результате совместной работы с учителем и классом

Построение логической цепочки рассуждений

Умение делать обобщения

Анализ и синтез

Умение делать вывод в результате совместной работы

Осознание роли языка в жизни людей

Осознанное построение речевого высказывания

Умение оформлять свои мысли в письменной форме

Рефлексия

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по педагогике:

Методы дистанционного университетского образования
Важным интегрированным фактором типологии дистанционных университетов является совокупность используемых в учебном процессе педагогических методов и приемов. Выбрав в качестве критерия способ коммуникации преподавателей и обучаемых, эти методы (приемы) можно классифицировать следующим образом: Мето ...

Роль отца в развитии ребенка
В предшествующие десятилетия преобладало мнение, что материнской заботы для формирования адаптивного поведения ребенка достаточно. Нежность, доброта, самоотверженная забота о ребенке, проявляемые отцом, рассматривались лишь как имитация женского поведения и необязательные для воспитания ребенка. В ...

Система физического воспитания в дошкольных учреждениях: цели, задачи, средства
Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Одновременно она является подсистемой, частью общегосударственной системы физического воспит ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru