Понятие части речи в лингвистике

Страница 1

Понятие «части речи» является одним из важнейших в грамматике, поэтому в трудах лингвистов прошлого делались попытки его точного, непротиворечивого и объективного определения. Сам термин сформировался не сразу. Почти все современные грамматические концепции и связанные с ними термины и понятия восходят к античной, а затем и древнеримской филологической мысли. «Части речи (partes du discours, parts of speech, Redeteile и т.п.) - калька древнегреческого mere tou logou или непосредственно латинского - partes orationis, где partes - «части», a oratio - «речь, высказывание, словесное выражение, или предложение».

Частями речи, частями высказывания, частями предложения первоначально именовались те грамматические явления, которые в наше время в грамматике называются «членами предложения». Лишь попутно при помощи понятия partes orationis античные филологи выделяли и называли также и некоторые классы слов, к наименованиям которых и восходит последующая номенклатура частей речи в обычном значении данного грамматического термина. В частности, представители александрийской филологической школы (Аристарх, Дионисий и др.) уже различали восемь частей речи: имя, глагол, причастие, наречие, артикль, местоимение, предлог, союз.

У истоков представления о частях речи тесно переплетались несколько возможных представлений: логическое, в котором главную роль в строении предложения (суждения) играло слово; семантическое, согласно которому слова классифицируются по выражаемым им значениям; формально-морфологическое, распределяющее слова по классам согласно тому, могут ли они склоняться или спрягаться, а также видоизменяться в речи. Можно думать, что появление этого учения, принятие его в русской грамматике было обусловлено не только использованием античной грамматической традиции, но и некоторыми объективными фактами во многих, если не во всех языках мира, в частности, в самом русском языке.

История учения о частях речи в русской лингвистике начинается с «Российской грамматики» М.В. Ломоносова (1756), так как именно при создании этой грамматики впервые на русском материале был проведен глубокий для того времени грамматический анализ. Грамматика М.В. Ломоносова - это уже не грамматика церковнославянского языка и не латинская или греческая грамматика, перенесенная с некоторыми изменениями на русскую почву, а грамматика, возникшая на исследовании самого русского языка.

Части речи, по терминологии М.В. Ломоносова - «знаменательные слова», являются для ученого универсальным понятием и рассматриваются в отношении к общим закономерностям человеческого мышления и к окружающей действительности. «Изображения словесные вещей называются имена: небо, ветер, очи; изображения деяний - глаголы: синеет, веет, видят».

Термин «части речи» появляется лишь в XIX в. Одним из первых этим термином пользовался А.Х. Востоков в «Русской грамматике» (1831), с которой начался отход от античной схемы. Ученый рассматривал части речи как грамматические разряды слов, называл и перечислял восемь разрядов слов или частей речи: имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, наречие, предлог, союз, междометие. Исследователь указывал на «временные словоразличительные перемены», которые наблюдаются при склонении и спряжении. «Склонением, - отмечает А.Х. Востоков, - называется временная перемена окончаний в именах и местоимениях, а спряжением - таковая же перемена в глаголе».

Таким образом, в числе определяющих черт частей речи оказываются грамматические, словоизменительные свойства слов. Изменяется и само понимание части речи: часть речи понимается не как логико-грамматическая группировка, а как грамматический разряд.

Часть речи как общий лексико-грамматический разряд слов характеризуется не одним, а четырьмя категориальными признаками:

семантический признак части речи — это его общее грамматическое значение (например, имена существительные имеют значение предметности);

Страницы: 1 2 3

Информация по педагогике:

Экономическая оценка и расчет затрат на разработку проекта
Целью данного раздела является расчет затрат на разработку методического обеспечения. Важным значением для обоснования целесообразности разработки учебно-методической документации по дисциплине «История костюма и моды» является экономическая оценка и расчет затрат на разработку проекта. Работа не и ...

Педагогические условия использования игрового занимательного материала на занятиях математики в начальной школе
Перед тем, как подбирать задания и всевозможные игры для применения на занятиях, мы выявили, какие умения лежат в основе сложения и вычитания в пределах 10: последовательность чисел в отрезке от 1 до 10 нумерация толк числа отношения «огромнее», «поменьше» состав числа Все эти умения нужны для созн ...

Коррекция стилей педагогического общения
Профессиональная деятельность учителя включает в себя, как обязательный элемент, общение с учениками, их родителями, коллегами по работе, руководством школы. Процесс педагогического общения имеет определенную структуру. Ведущая ее составляющая – позиционное взаимодействие. Другими словами, в зависи ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru