Связь экологии и культуры прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. Поэтому без изменений в культуре природопользования людей нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии. Именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с биосферными и социальными законами жизни.
Н.Рерих говорил, что « жизнь может быть преображена утверждающим понятием культуры».
Ухудшение экологической ситуации в стране, крайняя заниженность нравственных ценностей, рост жестокости в детской среде и число молодых людей, ставших жертвами алкогольной и наркотической зависимости,- это и многое другое служит показателем крайне низкой общей и, собственно, экологической культуры взаимоотношений с окружающей средой, базирующейся на экологических ценностях- добре, самоограничении, созидании.
Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие подростков, на формирование у них ценностных установок, особой морали взаимоотношений с окружающей средой, тем самым оно делает акцент на эмоциональной стороне взаимоотношений.
Человека, наделённого экологической культурой, отличает прежде всего умение достигать гармонии как со своим внутренним, так и с внешним миром. Возрастные индивидуальные различия подростков в качестве знаний, опыте эмоциональных переживаний и практического участия в природоохранной деятельности обуславливают разный уровень их экологической культуры, разную меру способности гармонизировать свои отношения с окружающим миром.
А ведь окружающий подростков мир чрезвычайно разнообразен и многолик, это не только природный и социальный мир, но и мир искусства, информатики и техники, мир слов, мимики, жестов и, наконец, внутренний мир самого подростка. И с каждым из этих миров подростку необходимо установить такие отношения, которые позволили бы ему жить в гармонии, т.е. жить экологично.
Чаще всего взрослые-родители, педагоги- пытаются передать детям свой жизненный опыт, тем самым способствуя накоплению у подростков позитивных взаимоотношений с другими людьми, природой. Накапливая опыт взаимоотношений с окружающим миром, подросток развивается как личность- духовно, интеллектуально, нравственно.
Однако, зачастую, опыт старшего поколения слабо концентрируется, растворяется на экологических ценностях, не отвечающих новому времени. Ведь многие поколения воспитаны в духе потребления, в духе покорителей природы. И поэтому в вопросах экологического воспитания более адекватным становится педагогическое сопровождение- ненавязчивый совет, аргументация доводов.
Не покрывая всего воспитательного пространства, под влиянием которого происходит развитие личности подростка, такие социальные институты как семья, школа и система дополнительного образования в современных условиях выносят на себе основную нагрузку по экологическому воспитанию подростков, приобщение их к новой культуре взаимоотношений со средой обитания, формируя потребности, развивая чувство отзывчивости и сопереживания в детях, привлекая их к практическому участию в решении экологических проблем.
Наиболее существенным моментом в экологическом воспитании у подростков является перевод их сознания в другую ипостась- из природопотребительской в природосберегающую. Этому служит преодолении в их сознании экокультурного перекоса о приоритете человека над природой и и привитие нового видения мира, нового мироощущения, при котором и человек, и природа воспринимались бы в тесной связи и зависимости друг от друга. Суть состоит в том, чтобы донести до сознания воспитанников мысль о том, что человек- часть природы и потому зависит от неё не только биологически, но и духовно, учась у неё гармонии , ритму, целесообразности. Таким образом, главный вектор воспитания экологической культуры направлен на формирование сознания, при котором человек одновременно ощущал бы себя и садовником и рачительным хозяином.
В какой мере родителям, педагогам удаётся продвинуть сознание подростков в этом направлении, таков и воспитательный эффект. Существенным фактором, ограничивающим возможности использования потенциала института семьи в экологическом воспитании подростков, является низкая экологическая культура самих родителей. Это указывает на необходимость более тесных контактов родителей со школой.
В отличие от семьи, экологическое образование и воспитание в школе возложено на профессиональных педагогов и психологов. В экологическом образовании молодёжи школа выносит на себе основной груз.
Практика экологического воспитания в школе показывает, что основной упор в нём делается на усвоение экологических знаний в процессе изучения биологии, географии, химии.
Информация по педагогике:
Сравнительный анализ ампельных растений по основным
морфобиологическим признакам
Ампельные растения – это растения со свисающими вниз побегами. Это очень разнообразная группа, включающая небольшие лианы, виды с прямостоячими сначала, а затем свисающими побегами, некоторые розеточные растения, способные образовывать усы. Кроме того, это и некоторые папоротники с длинными поникаю ...
Виды обучения
В мировой практике сложились разнообразные стили обучения и появляются разноплановые образовательные технологии. Их специфика зависит от ориентации на определённую образовательную парадигму или дидактическую концепцию, от профессионально-личностных особенностей педагога, культурно-образовательных т ...
История и современное состояние письма у младших школьников
Изучение нарушений письма и чтения у детей начинается с конца прошлого столетия и совпадает по времени с введением в наиболее развитых странах Европы государственного школьного обучения, доступного широким массам детей. При этом стало очевидным, что, кроме детей, не способных учиться из-за умственн ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.