Экологическая культура личности. Семья и школа: воспитательный потенциал и его реализация

Образование и педагогика » Особенности формирования экологического сознания и мышления старших школьников » Экологическая культура личности. Семья и школа: воспитательный потенциал и его реализация

Связь экологии и культуры прямолинейна: состояние экологии отражает тот уровень культуры, носителем которого является общество. Поэтому без изменений в культуре природопользования людей нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии. Именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с биосферными и социальными законами жизни.

Н.Рерих говорил, что « жизнь может быть преображена утверждающим понятием культуры».

Ухудшение экологической ситуации в стране, крайняя заниженность нравственных ценностей, рост жестокости в детской среде и число молодых людей, ставших жертвами алкогольной и наркотической зависимости,- это и многое другое служит показателем крайне низкой общей и, собственно, экологической культуры взаимоотношений с окружающей средой, базирующейся на экологических ценностях- добре, самоограничении, созидании.

Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие подростков, на формирование у них ценностных установок, особой морали взаимоотношений с окружающей средой, тем самым оно делает акцент на эмоциональной стороне взаимоотношений.

Человека, наделённого экологической культурой, отличает прежде всего умение достигать гармонии как со своим внутренним, так и с внешним миром. Возрастные индивидуальные различия подростков в качестве знаний, опыте эмоциональных переживаний и практического участия в природоохранной деятельности обуславливают разный уровень их экологической культуры, разную меру способности гармонизировать свои отношения с окружающим миром.

А ведь окружающий подростков мир чрезвычайно разнообразен и многолик, это не только природный и социальный мир, но и мир искусства, информатики и техники, мир слов, мимики, жестов и, наконец, внутренний мир самого подростка. И с каждым из этих миров подростку необходимо установить такие отношения, которые позволили бы ему жить в гармонии, т.е. жить экологично.

Чаще всего взрослые-родители, педагоги- пытаются передать детям свой жизненный опыт, тем самым способствуя накоплению у подростков позитивных взаимоотношений с другими людьми, природой. Накапливая опыт взаимоотношений с окружающим миром, подросток развивается как личность- духовно, интеллектуально, нравственно.

Однако, зачастую, опыт старшего поколения слабо концентрируется, растворяется на экологических ценностях, не отвечающих новому времени. Ведь многие поколения воспитаны в духе потребления, в духе покорителей природы. И поэтому в вопросах экологического воспитания более адекватным становится педагогическое сопровождение- ненавязчивый совет, аргументация доводов.

Не покрывая всего воспитательного пространства, под влиянием которого происходит развитие личности подростка, такие социальные институты как семья, школа и система дополнительного образования в современных условиях выносят на себе основную нагрузку по экологическому воспитанию подростков, приобщение их к новой культуре взаимоотношений со средой обитания, формируя потребности, развивая чувство отзывчивости и сопереживания в детях, привлекая их к практическому участию в решении экологических проблем.

Наиболее существенным моментом в экологическом воспитании у подростков является перевод их сознания в другую ипостась- из природопотребительской в природосберегающую. Этому служит преодолении в их сознании экокультурного перекоса о приоритете человека над природой и и привитие нового видения мира, нового мироощущения, при котором и человек, и природа воспринимались бы в тесной связи и зависимости друг от друга. Суть состоит в том, чтобы донести до сознания воспитанников мысль о том, что человек- часть природы и потому зависит от неё не только биологически, но и духовно, учась у неё гармонии , ритму, целесообразности. Таким образом, главный вектор воспитания экологической культуры направлен на формирование сознания, при котором человек одновременно ощущал бы себя и садовником и рачительным хозяином.

В какой мере родителям, педагогам удаётся продвинуть сознание подростков в этом направлении, таков и воспитательный эффект. Существенным фактором, ограничивающим возможности использования потенциала института семьи в экологическом воспитании подростков, является низкая экологическая культура самих родителей. Это указывает на необходимость более тесных контактов родителей со школой.

В отличие от семьи, экологическое образование и воспитание в школе возложено на профессиональных педагогов и психологов. В экологическом образовании молодёжи школа выносит на себе основной груз.

Практика экологического воспитания в школе показывает, что основной упор в нём делается на усвоение экологических знаний в процессе изучения биологии, географии, химии.

Информация по педагогике:

Интеграция в детском саду
Наиболее важными периодами развития детей с особенностями развития являются младенческий, ранний и дошкольный возраста. Ребенок дошкольного возраста требует особого внимания, так как дошкольное детство является периодом интенсивной социализации ребенка. (5 Д) Совместное дошкольное воспитание являет ...

Принципы организации школьного театра
Театральный кружок в нашей школе функционирует уже давно. Руководит им педагог с большим опытом работы, и представления получаются очень интересными, насыщенными музыкой, завораживающими. Первую практику по созданию театральных представлений я начала сразу же после прихода в педагогическую систему: ...

Дидактико-методические основы обучения чтению иноязычных текстов
Знакомством культурой страны изучаемого языка было одной из главных задач еще со времен античности. Преподавание классических языков, как и трактовка религиозных текстов, не мыслится без культуроведческого комментирования. Временный государственный образовательный стандарт в число целей обучения ин ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru