Труд — важный фактор воспитания

Страница 4

Однако этого мало. Не менее значимо эмоционально положительное отношение к труду. Способность испытывать радость от удачно завершенной работы, умение видеть творческое начало в труде, наслаждаться самим процессом труда — все это проявления эстетического отношения к труду. Без такого отношения немыслимо воспитание потребности в труде. Как же его вызвать?

Мы уже говорили, что привлекательными могут быть не только содержание труда, но и форма его организации, характер взаимоотношений в труде. «Главный метод гуманистического воспитания,— пишет известный советский педагог Ш. А. Амонашвили в своей книге «Здравствуйте, дети!»,— доставлять ребенку радость общения с вами: радость совместного познания, совместного труда, игры, отдыха». Однако истинное сотрудничество невозможно без уважения к личности ребенка, без доверия со стороны взрослых. Не скупитесь на слова, поощрительную улыбку, чтобы дать почувствовать малышу, как дорого то, что сделано его руками! Не отмахнитесь, найдите время полюбоваться его работой.

Вот ко дню 8 Марта сын приготовил вам подарок. Возможно, он не привел вас в восхищение: вещь, казалось бы, совсем ненужная, какая-то простенькая рамочка, не гармонирующая с современной изысканной обстановкой. Но будьте снисходительны, оцените стремление сына принести радость. Больно и обидно будет ему увидеть предмет его труда небрежно брошенным, и в отношениях ваших появится трещина.

Также очень важно, чтобы уже с первых лет жизни ребенка у него накапливался опыт коллективного труда, удовлетворялась бы потребность в общении со взрослыми и сверстниками, развивалась потребность трудиться для других: сначала — для своих близких, затем — для коллектива сверстников и, наконец,— для общества.

К тому же, нежелательную, обременительную обязанность, а как важное и интересное дело, как свой долг перед другими и возможность проявить свою индивидуальность. Вот с этого и начинается восприятие труда как первейшей жизненной потребности.

Подведем некоторые итоги. Очень велика, как мы уже говорили, роль труда в нравственном совершенствовании личности. Именно в труде осваивает человек культуру общения. В совместном труде формируется кколлективист, готовый прийти на помощь, уважающий цели и результаты труда коллектива. В труде формируются и нравственно ценные качества личности: доброта и отзывчивость, уважение к людям труда и их работе, бережное отношение к общественной собственности и нетерпимость к безалаберности и бесхозяйственности, заботливое отношение к окружающим и критическое отношение к себе. Другими словами, в процессе трудовой деятельности складывается система отношений человека к труду, коллективу, близким, обществу, самому себе как участнику трудового процесса и процесса общения. В труде формируются и развиваются волевые качества личности: способность к трудовому напряжению, умение и стремление доводить начатое дело до конца, терпение и сосредоточенность, целеустремленность и умение распределять свое время. (Семья и дети: воспитание трудолюбия А. К Бешенков).

Убедить в общественной необходимости труда, научить трудиться, воспитать трудолюбие и чувство долга перед семьей и обществом, способность ощущать радость труда, удовлетворение от удачно завершенной работы, от того, что принес пользу людям,— значит позаботиться о будущем ребенка. Вспомните народные сказки и предания: если судьба ставит героя перед испытанием, то это испытание его трудолюбия, смекалки, умений! Сокровищница народной мудрости проникнута уважением к труду, трудолюбию человека как главной его ценности.

Для воспитания трудолюбия нужно, чтобы человек видел и понимал смысл и результаты своего труда. (Словарь психолога –практика/ сост. С. Ю. Головин).

Страницы: 1 2 3 4 

Информация по педагогике:

Конфликт как результат неэффективного общения
Отношения между людьми не всегда являются нормальными. Очень часто они могут носить конфликтный характер. По этой причине возникла специальная отрасль социальной психологии, получившая название конфликтологии. Основателями учения о конфликтных отношениях в обществе считаются Гераклит, Сократ и Плат ...

Состояние экологического образования в общеобразовательных школах Республики Беларусь
В Беларуси с учётом мирового опыта была разработана и внедряется Концепция образования в области окружающей среды. Она опирается на ведущие международные и отечественные документы. Для обеспечения реализации на практике основных положений Концепции образования в области окружающей среды разработана ...

Задачи математического образования в подростковой школе
Выбранный мной возраст 12 – 14 лет, соответствует, согласно периодизации Л. С. Выготского [8] особому этапу в развитии личности – подростковому периоду. Подростковый возраст обычно характеризуют как переломный, переходный и критический. Л. С. Выготский подчеркивает, что здесь имеет место период раз ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru