Труд — важный фактор воспитания

Страница 1

Мы часто произносим слова «трудолюбие», «трудолюбивый». Но всегда ли задумываемся, какое содержание вкладываем в это понятие? На первый взгляд все ясно и просто. Трудолюбивый — это тот, кто любит труд.

Просто, да не совсем. К примеру, маленький Алеша спешит принести маме тапочки, когда она возвращается с работы, вместе с ней с удовольствием накрывает на стол, а вот убрать свои игрушки ему тяжело, он этого не любит. Так какой же он, трудолюбивый или ленивый? А можно ли вообще воспитать человека так, чтобы он к любому труду относился с любовью? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим определение понятия «трудолюбие».

В «Толковом словаре» В. Даля трудолюбивый человек определяется как прилежный, работящий, не терпящий праздности. В емком понятии «трудолюбие» кроется глубокое, неоднозначное содержание: здесь и умение, и желание трудиться, и способность ощущать радость труда. Именно поэтому трудолюбие лежит в основе восприятия труда как первейшей жизненной потребности: без умения и желания трудиться, без способности получать удовлетворение от своего труда невозможно отношение к нему как к потребности.

Многие родители, стремящиеся до поры до времени оградить своего ребенка от труда, думают, что трудолюбие приходит в зрелом возрасте, когда человек уже выбрал свой жизненный путь и занимается профессиональным трудом. Они рассуждают, примерно, так: успеет наработаться, пусть пока радуется жизни, а трудолюбие сформируется — жизнь заставит трудиться. Глубочайшее заблуждение!

Нет, если не научить маленького человека радоваться труду так, как он радуется другим сторонам жизни, труд может превратиться для него в вынужденное, безрадостное занятие, обузу, неприятную необходимость. Выполняя эту необходимость, человек будет чувствовать себя несчастным. Желаете вы несчастной судьбы своему ребенку? Конечно нет. Значит, остается одно: воспитывать трудолюбие с малых лет, тем более что ранний возраст особенно благоприятен для воспитания привычки к труду, усвоения трудовых приемов, выработки тех свойств личности, черт характера, от которых во многом зависит позиция человека в труде.

Известный польский педагог, врач и писатель Януш Корчак говорил, что доброе, ценное начало заложено в каждом ребенке и самая важная задача взрослых — не разрушить заложенное природой, а помочь всему лучшему раскрыться. В своей книге «Когда я снова стану маленьким» он предлагает взрослым посмотреть на себя глазами детей, постараться понять их. Книга начинается с эпиграфа — диалога между читателем и автором. «Очень это трудное дело — воспитание детей»,— говорят взрослые. «Очень трудное»,— соглашается Корчак. «Трудное потому, что надо опускаться до их понимания»,— продолжают взрослые. «Нет, трудное потому, что надо подниматься до их чистоты!»— возражает писатель.

Все сказанное в полной мере относится и к воспитанию трудолюбия. Нет детей ленивых от природы, трудолюбивым можно воспитать каждого. Что же для этого необходимо? В чем проявляется трудолюбие? Вероятно, в работе, которую делают с интересом. А с интересом обычно выполняют ту работу, которая не только чем-то привлекательна, но и хорошо знакома. Если что-то не получается, все, как мы говорим, из рук валится, а если получается, то дело «горит» в руках человека.

Вот нам уже известны два условия: чтобы любить труд, надо уметь трудиться; чтобы трудиться с интересом, нужно, чтобы труд привлекал. Как же их обеспечить?

Рассмотрим вначале первое из условий. По поводу него возможны возражения: всему на свете научить нельзя. Что же, чему ребенка научили, к тому он и будет относиться с любовью, а чему не научили? Очевидно, надо научить каким-то общим действиям, которые облегчают труд, делают его осмысленным и привлекательным. И, прежде всего, научить ставить цель труда, выбирать наиболее рациональный способ ее достижения, оценивать результаты своей деятельности.

Кое-кто может сказать, что этому вряд ли можно научить маленьких детей. Однако он ошибается. Действовать целенаправленно ребенок начинает еще в младенчестве. Вот его положили на живот, и он пытается ползти, потому что хочет достать игрушку. Если цели перед ним нет, малыш не будет двигаться. И мы специально помещаем впереди самые яркие предметы, чтобы эта цель была.

Ребенок подрастает, идет в школу, начинает осваивать учебный труд. И в этот период важно не просто требовать выполнения задания, а помочь ему освоить те приемы рациональной деятельности, благодаря которым он сможет ее выполнить: научить планировать выполнение домашних заданий, выбирать последовательность работы, самому себе задавать когда-то любимые вопросы «что?», «как?», «почему?», чтобы быть уверенным, что задание выполнено правильно, что учебный материал запомнился.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по педагогике:

О понятии интеграции
Обращаясь к понятию интеграции, необходимо отметить, что одним из первых учёных, заложивших экспериментально обоснованные теоретические принципы интегрированного подхода в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями развития, заложил Л. С. Выготский. Учёный указывал, что при всех дост ...

Биотехнологические процессы в пищевой промышленности
Молочные продукты В пищевой промышленности для получения молочных продуктов применяют, главным образом, ферментацию. В сквашивании молока обычно принимают участие стрептококки и молочнокислые бактерии; лактоза при этом превращается в молочную кислоту. Путем использования иных реакций, которые сопут ...

Понятие о дидактической игре
Основной формой воздействия на ребенка в специальных дошкольных учреждениях являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым. Занятия проводятся учителем-дефектологом и воспитателями, которые составляют педагогический коллектив группы. Содержание занятий определяется «Пр ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru