В процессе преподавания дисциплины «История костюма и моды» при сообщении обучающимся учебного материала преподаватель широко использует один из важнейших принципов дидактики-принцип наглядности.
Принцип наглядности находит отражение в использовании преподавателям наглядных учебных пособий и аудиовизуальных технических средств обучения. Применение наглядности в процессе преподавания дисциплины «История костюма и моды» имеет ряд особенностей, связанных со спецификой их содержания и методики изучения. Особое значение имеет использование наглядных пособий, раскрывающих смысл различных: условных и схематических обозначений. Определенные особенности имеют использование схем, эскизов моделей.
Правильное и своевременное использование наглядных пособий при сообщении обучающимся нового материала, во время проведения уроков по дисциплине «История костюма и моды», имеет большое значение. Соблюдение требований к демонстрации наглядных пособий на уроках повышает их дидактическую ценность. По данным ЮНЕСКО, человек запоминает: слушая-15%, глядя-25%, слушая и глядя одновременно-65% информации. Но особенно эффективно одновременное восприятие информации для процессов долговременной памяти. Через 3 часа мы забываем 30% услышанной информации, 28% увиденного, только 15% одновременно услышанного и увиденного. Через 3 дня соответственно забываем 90, 80 и 35% информации.
Необходимо демонстрировать наглядное пособие тогда, когда в этом наступила необходимость по содержанию изучаемого материала и времени урока. Количество пособий, демонстрируемых на уроке, должно быть оптимальным для качественного усвоения учебного материала; не следует перегружать ими урок.
В процессе восприятия демонстрируемого нужно стремиться вовлечь, возможно, большее количество органов чувств обучающихся: зрение, слух, осязание.
Большое значение имеет правильное сочетание слова преподавателя и наглядности. Демонстрация любых наглядных пособий всегда сопровождается словом. Именно слово помогает направить внимание обучающегося на главное и существенное, отобрать изобилие наблюдаемых объектов. Перед демонстрацией пособия важно предварительно проинформировать обучающихся о том, что они будут наблюдать и с какой целью. Необходимо умело использовать «эффект новизны», поэтому не рекомендуется показывать наглядное пособие до момента его демонстрации.
Дидактические пособия нужно обязательно показывать в действии, побуждая обучающихся при рассмотрении их проявлять максимум мыслительной активности и самостоятельности.
Необходимо, чтобы наглядное пособие было хорошо видно всем обучающимся. Мелкие объекты лучше воспринимаются, когда они используются в качестве раздаточного материала. Однако не следует выдавать раздаточный материал во время объяснения, так как это отвлекает внимание обучающихся.
При изучении нового материала на доске следует записать тему, специальные термины. Надписи должны быть отчетливы, сделаны крупным шрифтом. Чтобы выделить отдельные термины, следует использовать цветные мелки.
Для преподавания учебной дисциплины «История костюма и моды» широко применяются технические средства обучения, что обусловлено исключительно сильным эмоциональным воздействием на обучающихся; повышения производительности и облегчения труда преподавателей и обучающихся в связи с непрерывным увеличением объема знаний и умений.
Эффективность технических средств обучения, в значительной степени зависит от того, насколько удачно они сочетаются с комплексом других средств обучения, применяемых на уроке.
Технические средства обучения должны использоваться в обычном учебном кабинете по ходу урока в органической связи и взаимодействии с другими дидактическими средствами и формами учебной работы. Только при этом сохраняются нормальные условия ведения урока, соблюдается логическая последовательность отдельных этапов учебного процесса, стимулируется активность обучающихся в восприятии, осмысливании и усвоении учебного материала, сообщаемого с помощью технических средств обучения.
Информация по педагогике:
Социально-педагогические технологии работы с
неблагополучной семьей
Общеизвестен факт, что семья является самым главным институтом социализации, через который ребенок усваивает основные социальные знания, приобретает нравственные умения и навыки, воспринимает ценности и идеалы, необходимые ему для жизни в обществе. Именно семья призвана обеспечивать основные, базов ...
Внедрение кредитной системы
Из 1998 по 2004 год в рамках Болонского процесса состоялось много разноуровневых встреч, рабочих совещаний, конференций на которых было сформулировано шесть ключевых принципов этого процесса: 1. Введение двоциклового обучения. Фактически предлагается ввести два циклы учебы: 1-й – к получению первой ...
Анализ результатов исследования метода тестирования как
средства педагогического контроля обученности старшеклассников
Для сравнительного анализа соответствия полученных результатов поставленным целям учебно-познавательной деятельности до и после проведения формирующего эксперимента нами было проведено анкетирование школьников и итоговое тестирование. Были получены и проанализированы следующие данные: в контрольной ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.