Комплексный подход к экологическому образованию в школе. Формы и методы экологического воспитания

Образование и педагогика » Особенности формирования экологического сознания и мышления старших школьников » Комплексный подход к экологическому образованию в школе. Формы и методы экологического воспитания

Страница 1

Очень долгое время экологическому воспитанию школьников не уделялось должное внимание. В последние годы школа сделала решительный поворот к изменению создавшегося положения. Однако для коренного изменения экологического воспитания школьников ещё не хватает системности, необходимой, логичной и последовательной подготовки школьника к практической деятельности. Систему экологического воспитания школьника можно представить в виде конечных целей и путей их достижения.

Конечной целью можно считать формирование духовно богатого, рачительного хозяина, защищающего и преумножающего личные и общие общественно значимые богатства Родины, Земли, Вселенной.

Достижение целей экологического воспитания должно включать в себя психологическую, теоретическую, методическую и практическую подготовку школьника на каждом из этих направлений.

Психологическая подготовка школьника включает:

-помощь ему в сознании личной и общей общественной значимости экологической деятельности, убеждение в необходимости экологического самовоспитания

- формирование желания заниматься экологическим самовоспитанием

- принимать активное участие в сохранении и восстановлении, рациональном использовании и приумножении экологических традиций

Теоретическая и методическая подготовка школьника призвана вооружить его знаниями:

- теории и методики индивидуального и коллективного самовоспитания и воспитания сверстников, младших и старших товарищей

- истории, основам теории, методики и практики экологической деятельности: сохранению, восстановлению и рациональному использованию.

Практическая подготовка к экологической деятельности включает:

-воспитание необходимых для экологической деятельности качеств и чувств

- накопление социально ценного опыта экологического самовоспитания и воспитания других людей

Таким образом, при системном подходе к экологическому воспитанию его сущность можно определять следующим образом.

Экологическое воспитание специальный, целенаправленный, организованный, систематический, последовательный, планомерный, педагогический процесс сотрудничества педагога и ученика, направленный на психологическую, теоретическую, методическую и практическую подготовку воспитанника как духовно богатого хозяина личных и общественно значимых природных богатств.

Очень важно осознанно и целенаправленно подходить к данному направлению воспитания. Быть не просто опытным педагогом, но самое главное, быть товарищем и соратником.

Задача школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.

В настоящее время экологизация воспитательной работы школы стала одним из главных направлений развития системы школьного образования.

Экология нередко понимается как «макроэкология», т.е. широкий междисциплинарный комплекс, который объединяет общую и прикладную экологию.

Однако, стало совершенно понятно, что обучить школьника такой макроэкологии только на уроках невозможно. Необходимы другие формы и методы работы: занятия в кружке, экскурсии в природу, работа в лаборатории и внеклассные мероприятия, так называемые «интерактивные формы образования»: дискуссии, диспуты, экологические вечера, спектакли, беседы, ролевые игры и другие мероприятия.

Интерактивные экологические мероприятия.

Интерактивные экологические мероприятия – это внеклассные экологические мероприятия: викторины, олимпиады, ток-шоу, экологические спектакли.

«Ток-шоу» и «экологические спектакли» - эти две формы в широком плане – ролевые игры. Однако, первый вариант – «ток-шоу» несколько сложнее для подростков, чем «экологические спектакли».

«Ток-шоу» несут основную экологическую информацию, а «спектакли» их дополняют. В «ток-шоу» участники игры разделяются на экспертов и «зал». Эксперты – это, как правило, старшеклассники (10-11 класс), проявляющие особый интерес к экологии, которые под руководством учителя специально готовятся к игре и наиболее основательно изучают литературу по обсуждаемому вопросу. Каждый эксперт должен быть убежден в правильности отстаиваемой им точке зрения.

Страницы: 1 2 3

Информация по педагогике:

Методика проведения подвижных игр
Выбор игры, прежде всего, зависит от задачи, поставленной перед уроком. Определяя её, руководитель учитывает возрастные особенности детей, их развития, физическую подготовленность, количество детей и условия проведения игры. В подвижных играх может участвовать от 3-х до 300 человек. При выборе игры ...

Функции пейзажной живописи в педагогическом процессе
Пейзажная живопись является активным педагогическим средством формирования всесторонне развитой личности и осуществляет специфические функции. Познавательная функция. Знакомя детей с пейзажными произведениями, воспитатель раскрывает перед ними картины окружающего мира: быт, труд людей. При этом не ...

Профессиональная компетентность
Современные подходы и трактовки профессиональной компетентности весьма различны. Существующие на сегодняшний день в зарубежной литературе определения профессиональной компетентности как углубленного знания, состояния адекватного выполнения задачи, способности к актуальному выполнению деятельности и ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru