Описание логики решения творческих задач

Страница 1

Логика постановки творческих задач не соответствует той логике, в которой они возникали в истории. Сначала детям предлагаются простые задачи, с которыми учащиеся легко справляются, их решение позволяет учащимся включиться в исследовательскую работу, поставить проблему существования общего решения задачи. Самостоятельный поиск решений на данном этапе является критерием того, что учащиеся приняли задачу как творческую. Все предложенные способы должны быть проверены. После этого формулируется гипотеза о необходимости привлечения дополнительных средств, так как средствами циркуля и линейки задачу решить не удается.

Дополнительные средства вводятся как исторический материал, задача учащихся их проанализировать, развить или обобщить и применить для решения своих задач.

Учащиеся, пишущие творческую работу по теме «Знаменитые задачи древности» проводят самостоятельное исследование задач в режиме консультаций с руководителем.

Рассмотрим логику решения каждой задачи.

Задача о трисекции угла

Требуется произвольный угол разделить на три равные части.

1. Решение простых задач.

Задача о трисекции угла не предлагается детям в общем виде. Перед учащимися ставится задача разделить прямой угол на три равные части при помощи циркуля и линейки. Такое построение выполняли еще древние греки. Затем задание усложняется – нужно разделить на три равные части угол 45о. Эти два задания не должны вызвать трудности у учащихся, так как основные построения циркулем и линейкой им известны.

2. Создание ситуации затруднения.

После этого ставится задача, неразрешимая средствами циркуля и линейки – разделить на три равные части угол 60о. На этом этапе возникнет затруднение, проблема, можно ли разделить угол 60о на три равные части. Можно ли вообще произвольный угол разделить на три равные части при помощи циркуля и линейки? Таким образом, сформулирована задача о трисекции угла.

3. Осознание недостаточности средств для решения задачи.

Так как для двух углов задачу решить удалось, то можно попробовать обобщить эти задачи, найти еще углы, для которых можно выполнима трисекция при помощи циркуля и линейки. Учащимися, пишущими творческую работу, будет выделен класс углов, которые можно разделить на 3 равные части при помощи циркуля и линейки, способом, основанным на делении прямого угла. Затем школьниками будет предложено несколько способов трисекции угла, все они должны быть проверены, и доказано, что они дают неверный результат, или используют не только циркуль и линейку. На основании этого можно выдвинуть гипотезу, что задача о трисекции угла неразрешима в общем виде, только при помощи циркуля и линейки. Если же использовать какое-либо дополнительное условие, накладываемое на средства, то задача может стать разрешимой.

4. Введение дополнительного средства (исторический материал).

В качестве первого решения, использующего дополнительное условие, учащиеся рассматривают способ Архимеда. Текст решения им предлагается для самостоятельного изучения.

Далее школьниками изучается построение квадратрисы

5. Анализ и применение средств.

Учащиеся должны выделить, какое дополнительное условие использовал Архимед и доказать его способ. Исследуя способ Архимеда, нужно определить границы его использования, попытаться обобщить его.

Учащимися выделяется основное свойство квадратрисы. После этого выполняется трисекция острого угла при помощи квадратрисы, основанная на ее свойстве. Одним из направлений дальнейшего исследования может быть изучение квадратрисы, деление с ее помощью произвольного угла на произвольное количество частей.

Страницы: 1 2 3

Информация по педагогике:

Эстетическое воспитание учащихся вспомогательной школы
Эстетическое воспитание – это процесс целенаправленного и систематического умений адекватно воспринимать, правильно понимать, верно оценивать прекрасное в искусстве, природе и обществе, а также развитие способности создавать красивое. Прежде всего эстетическое воспитание затрагивает чувства человек ...

Образовательная среда как психолого-педагогическая категория
Проблема оценки образовательной среды школы в настоящее время стала одной из центральных в педагогике. При этом, хотя само это понятие широко используется авторами, его содержательное наполнение далеко не однозначно. В современном мире все яснее осознается, что образование личности не следует отожд ...

Психолого-педагогический аспект проблемы конфликтов в настоящее время
Конфликты играют важнейшую роль в жизни отдельного человека, развитии семьи, жизнедеятельности школы, любой организации, государства, общества и человечества в целом. Конфликты в XX веке стали основной причиной гибели людей. Две мировые войны, более 200 крупномасштабных войн, локальные военные конф ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru