Понятие технологического образования

Страница 4

Таким образом, «Технология» - многоаспектное, универсальное понятие, которое пронизывает все стороны жизни человека и общества. «Технология» является, по меньшей мере, философской, социально-культурологической, гносеологической, психолого-педагогической, экономической категорией и требует своего дальнейшего изучения.

В основе технологической культуры лежит преобразовательная деятельность человека, в которой проявляются его знания, умения и творческие способности. Преобразовательная деятельность сегодня проникает во все сферы человеческой жизни и деятельности - от промышленности и сельского хозяйства до медицины и педагогики, досуга и управления.

Технологическую культуру можно рассматривать в социальном (широком) и личностном (узком) планах. В социальном плане технологическая культура - это уровень развития жизни общества на основе целесообразной и эффективной преобразовательной деятельности людей, совокупность достигнутых технологий в материальном и духовном производстве.

В личностном плане технологическая культура - это уровень овладения человеком современными способами познания и преобразования себя и окружающего мира.

Технологическая культура оказывает влияние на все стороны жизни человека и общества. Во-первых, она предполагает наличие у человека системы технологических знаний, умений и личностных качеств.

Технологические знания включают в себя понимание базовых технологических понятий, представление о техносфере, способах преобразовательной деятельности, современных и перспективных технологиях производства и форм жизнедеятельности человека и др.

Технологические умения - это освоенные человеком способы преобразовательной деятельности на основе приобретенных знаний. К ним относятся умения сознательно и творчески выбирать оптимальные способы преобразовательной деятельности, быстро осваивать новые профессии и технологии, проектировать свою деятельность и предвидеть ее результаты, проводить дизайн-анализ, пользоваться ЭВМ, осуществлять проектную деятельность, выполнять графические построения и др.

Технологически важные качества - это свойства человека, необходимые для успешного овладения преобразовательной деятельностью. К ним можно отнести сформированность адекватного профессионального самоопределения, трудолюбие, разнообразие интересов, гибкость мышления, профессиональная мобильность, самостоятельность и компетентность, ответственность, дисциплинированность, предприимчивость, потребность в постоянном совершенствовании и др.

Технологическая культура формирует определенный (технологический) взгляд на мир и проявляется в технологическом мировоззрении. Под технологическим мировоззрением следует понимать систему технологических взглядов на природу, общество, человека и его мышление.

В его основе лежит глобальный, планетарный взгляд на мир, представляющий собой единство биосферы, социосферы, техносферы и ноосферы. В центре этой системы стоит человек, который своим разумом должен сознательно поддерживать равновесие в мире.

Планетарная система получила толчок к развитию благодаря космической энергии, она имеет также открытый выход в космическое пространство. Графически эту систему можно представить следующим образом:

Нарушение планетарного равновесия может привести к непредсказуемым последствиям. Поэтому резко повышается роль человека как стабилизатора и гаранта поддержания этого равновесия. А для этого каждому человеку необходимо овладеть технологической культурой.

Технологическое мировоззрение строится также на положении о том, что в основе общественного развития лежит способ преобразовательной деятельности людей, а также уровень технологической культуры человека и общества. И в то же время технологическая культура является одним из важнейших показателей уровня развития общества, мышления и творческих способностей человека.

Современная технологическая эпоха резко обострила проблему взаимодействия природы, человека и техносферы. Применяемые технологии не должны приносить вреда человеку и природной среде. Поэтому сейчас должен быть обеспечен приоритет способа над результатами любой деятельности.

Каждый человек должен быть специально подготовлен к гармоничному сосуществованию и эффективному функционированию в информационно и технологически насыщенном мире. Жить в таком мире и не знать его - опасно и даже преступно.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по педагогике:

Основные задачи воспитания детей дошкольного возраста в детских дошкольных учреждениях, а так же воспитание у них нравственных чувств
Педагогика — это наука о воспитании, обучении и образовании человека. Воспитание является основным педагогическим понятием. В процессе воспитания про­исходит преемственность общественно-исторического опыта от поколения к поколению. Воспитание — это целенаправленное руковод­ство духовным развитием ч ...

Методы обучения
Методы обучения – это методы преподавания-учения. В педагогике не раз предпринимались попытки создать классификатор методов обучения. Существуют различные типологии этого процесса, проводящие систематизацию по разным основаниям. Например, первая группа включает в себя методы передачи и усвоения зна ...

Организация исследования метода тестирования как средства педагогического контроля обученности старшеклассников
Для определения эффективности метода тестирования как средство педагогического контроля обученности старшеклассников в МОУ СОШ №4 поселка Пойковский Нефтеюганского района было проведено экспериментальное исследования. В эксперименте участвовали учащиеся 9-11 классов. Исследование проходило в три эт ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru