В настоящее время можно говорить о всеобщности технологии, которая присуща не только человеческой деятельности, но и природным процессам: например, технология роста растений и развития живых организмов, технология эрозии почв и т.д.
Поэтому технология - это, прежде всего, философская категория, обозначающая процесс преобразования единичного и особенного во всеобщее и наоборот.
С появлением универсальной техники технологии стали доминировать, а способы производства начали различаться своими технологиями. Технология является средством и критерием развития общества и человека, что показано на следующем рисунке.
Технологию можно рассматривать на различных уровнях, что видно из следующей таблицы:
|
Уровни технологии |
Сущность |
Философская категория |
|
Мега-уровень |
Преобразование солнечной энергии в газообразные, жидкие, радиоактивные элементы, микроорганизмы, растительный и животный мир, человеческое общество |
Всеобщее |
|
Макро-уровень |
Преобразовательные процессы в различных отраслях материального и духовного производства |
Особенное |
|
Мезо-уровень |
Производство отдельных технологических систем и устройств |
Особенное и единичное |
|
Микро-уровень |
Операционные и подетальные технологии |
Единичное |
«Технология» - это идеология перемен и творчества. Сейчас технологии становятся важнейшим фактором политического, социально-экономического и культурного развития общества и улучшения на этой основе качества жизни людей.[1] Не случайно в развитых странах технологии обновляются через 2-3 года.
Техника и способ производства по своему происхождению являются порождением культуры, поэтому «технология» - это культурологическое понятие, связанное с творческим мышлением и творческой преобразовательной деятельностью человека. Она определяет место человека в природе и обществе, рамки его вмешательства в природные процессы. Технология как общекультурная парадигма, обеспечивает единство материальной и духовной культуры, взаимосвязь всех видов культуры (политической, правовой, нравственной, художественной и др.), а также обусловливает необходимость выделения универсальной культуры, которая связывает общество изнутри.
Взаимосвязь развития технологии, человека и общества
Технология Человек Общество
![]() |
Технология имеет гносеологический аспект, который заключается в том, что она является всеобщим способом познания, обеспечивающим активность личности в «добывании» знаний, единство индукции и дедукции, теории и практики, логического и эмоционального, анализа и синтеза, опредмечивания и распредмечивания знаний, превращение знаний в убеждения в процессе познания, формирует личностный смысл обучения.
«Технология» как психолого-педагогическая категория является ключевым понятием в технологическом образовании, в котором основной познавательной единицей является проектная деятельность, то есть процесс проектирования и изготовления (с использованием научных знаний) качественных и оригинальных изделий, имеющих практическое применение.
«Технология» является универсальным способом преобразовательной деятельности. Она учит не выполнению отдельных операций (например, выпиливанию лобзиком), а формирует алгоритм этой деятельности, который включает в себя два основных компонента: процесс проектирования и процесс изготовления. Вариативный компонент преобразовательной деятельности составляют её этапы: выявление потребности, формулировка задачи, исследование, составление спецификации, выработка идей, планирование, изготовление, экономическое обоснование, маркетинг и т.д.
Информация по педагогике:
Определение уровня развития представлений о форме предметов у детей
контрольной и экспериментальной групп на контрольном этапе эксперимента
Целью контрольного эксперимента явилось выявление динамики уровня развития представлений о форме предметов у детей. Для этого нами был проведен эксперимент, аналогичный тому, что проводился в начале исследования. Необходимо отметить, что эксперимент проводился с экспериментальной и контрольной груп ...
Симптоматика дисграфий
Основными симптомами дисграфии являются специфические (т.е. не связанные с применением орфографических правил) ошибки, которые носят стойкий характер, и возникновение которых не связано с нарушениями интеллектуального или сенсорного развития ребенка или с нерегулярностью его школьного обучения. Мы ...
Восприятие и сравнение множеств в средней и старшей группе
Восприятие и сравнение множеств в средней группе Основное внимание уделяют упражнениям в сравнении численностей двух множеств (групп). Детей учат выяснять, в какой из двух групп больше (меньше) предметов или их поровну. Воспитатель напоминает им способы практического сопоставления групп: наложения ...
Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.