H.К. Крупская о содержании образования

Страница 1

Крупская считала, что задачам коммунистического воспитания должно быть подчинено преподавание каждого предмета и все содержание учебно-воспитательной работы в школе. «Надо дать марксистское понятие окружающего, не говоря никаких больших слов», надо «создать программу, в которой может быть и не употреблялось бы слово марксизм, но которая, по существу дела, показывала бы связь явлений в настоящем виде». Надежда Константиновна особенно настойчиво подчеркивала при этом, что недопустимо упрощенчество при сообщении детям основных положений марксизма. Свои знания советские школьники должны связать с практикой социалистического строительства, коммунистическое мировоззрение должно определять их поступки и поведение.

Надежда Константиновна Крупская уделяла огромное внимание вопросам обучения в советской школе. Для того чтобы успешно осуществлять воспитание коммунистического мировоззрения у детей, учителям необходимы глубокие знания, нужно, чтобы каждый преподаватель в своей деятельности руководствовался материалистической диалектикой. Каждый учебный предмет должен изучаться в школе в связи с другими предметами и с конкретной жизнью. Без этого наша учеба, говорила она, не даст учащимся материалистического мировоззрения, не даст им умения осмыслить окружающую жизнь, не научит логически думать, применять знания в жизни. Считая, что знания, приобретаемые учащимися, должны носить действенный характер, Надежда Константиновна писала: «Надо взять из науки все, что в ней есть важного и существенного, жизненного, взять и немедля применить к жизни, пустить в оборот».

В первые годы строительства советской школы, когда в научно-педагогической секции ГУСа решался вопрос о новом содержании и характере школьных программ, Н. К. Крупская считала, что комплексная система обучения поможет установлению диалектической связи между отдельными учебными предметами. Впоследствии, признав ошибочность комплексного построения программы, она с присущей коммунисту самокритичностью указала, что комплексные программы привели к установлению «каких-то ужасно искусственных, противоестественных связей». Она объяснила эту ошибку недостаточной марксистской подготовленностью деятелей Наркомпроса.

Приветствуя постановление ЦК партии «О начальной и средней школе» (1931) и другие постановления ЦК о школе, Крупская призывала советское учительство последовательно и энергично бороться за успешную их реализацию. Каждая отрасль науки, подчеркивала она, должна быть поставлена на службу социалистическому строительству. Именно с этой точки зрения каждый учитель должен подходить к преподаванию своей дисциплины. Он должен уметь вскрывать перед учащимися связь между теорией и практикой. Только такой подход дает возможность установить диалектическую связь между отдельными предметами, подчинить их общей цели.

Крупская считала, что необходимо диалектически подходить и к самой методике. Методика, писала она, органически связана с теми целями, которые стоят перед школой. Если цель школы — воспитать послушных рабов капитала, то и методика будет соответствующей, и наука будет использована для этих задач. Наоборот, если цель школы — воспитать сознательных строителей социализма, то и методика будет совсем другая, и все достижения науки будут использованы для этой высокой цели.

Ряд статей Крупской по вопросам преподавания отдельных учебных предметов в школе (истории, географии, математики, естествознания, литературы и др.) и сейчас имеет большое теоретическое и практическое значение. В них содержатся конкретные советы и указания, как следует вести занятия по отдельным предметам, добиваясь максимальной активности и сознательности учащихся.

Н. К. Крупская о политехническом образовании и трудовом воспитании. Надежда Константиновна считала, что, воспитывая советского гражданина, мы никогда не должны забывать, что живем в республике труда, мы не можем выпускать в жизнь из наших школ белоручек, мы не должны недоучитывать воспитывающей роли труда. Она справедливо требовала, чтобы дети с юных лет прониклись уважением к физическому труду. Стране социализма, говорила она, барчат не надо. Нужны умелые руки в быту и на всякой работе.

Страницы: 1 2

Информация по педагогике:

Конфликт как результат неэффективного общения
Отношения между людьми не всегда являются нормальными. Очень часто они могут носить конфликтный характер. По этой причине возникла специальная отрасль социальной психологии, получившая название конфликтологии. Основателями учения о конфликтных отношениях в обществе считаются Гераклит, Сократ и Плат ...

Дидактические требования к занятиям по обучению родному языку
Занятия по развитию речи и обучению родному языку должны отвечать дидактическим требованиям, обоснованным в общей дидактике и предъявляемым и к занятиям по другим разделам программы детского сада. Рассмотрим эти требования: 1. Тщательная предварительная подготовка к занятию. Прежде всего, важно опр ...

Межнациональное общение как педагогический феномен
Человек формируется как личность в определенной системе общественных отношений (в том числе и национальных), усваивая принятые в обществе нормы и правила, которые определяют в дельнейшем его линию поведения и поступки. Однако из этого не следует, что личность - пассивный продукт внешних воздействий ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru