H.К. Крупская о содержании образования

Страница 2

Надежда Константиновна тесно связывала вопросы трудового воспитания с политехническим обучением. Тщательно изучая произведения основоположников марксизма, руководствуясь программой, принятой VIII съездом партии, Крупская стремилась разработать применительно к конкретным историческим условиям основные положения осуществления политехнизма в советской школе. Она справедливо указывала, что политехнизация школы должна осуществляться на основе общего образования, подчеркивала, что В. И. Ленин заботился не о подготовке «рабочей силы» только, а о воспитании сознательных строителей нового общества.

Реконструкция всего народного хозяйства, писала Крупская, пробуждает в массах, в том числе и в детях, интерес к технике, а это создает благоприятные условия для политехнического обучения. Необходимо, чтобы этот интерес поддерживался с самого раннего возраста. «Надо увлечь учащихся романтикой современной техники». Было бы ошибочно думать, что содержание политехнического образования сводится лишь к приобретению известной суммы навыков, или многоремесленности, или только к изучению современных, притом наивысших, форм техники. Политехнизм — это целая система, в основе которой лежит изучение техники в ее различных формах. Сюда входит и изучение живой природы и технологии материалов, и изучение орудий производства, их механизмов, изучение энергетики, изучение географической основы экономических отношений, влияние способов добывания и обработки на общественные формы труда и влияние последних на весь общественный уклад. «Политехнизм,— подчеркивала П. К. Крупская, — не есть какой-то особый предмет преподавания, он должен пропитывать собою все дисциплины, отразиться на подборе материала и в физике, и в химии, и в естествознании, и в обществоведении». Необходима взаимная связь этих дисциплин и связь их с практической деятельностью и особенно с обучением труду.

Большую роль Н. К. Крупская отводила производительному труду учащихся. Она указывала, что работа в школьных мастерских для V—VII классов должна быть педагогически продумана с точки зрения политехнизации, не следует допускать ремесленничества; учащихся VIII—Х классов необходимо включать в труд промышленных предприятий, колхозов и совхозов. Это даст им представление о современной технике, расширит политехнический кругозор, будет способствовать воспитанию коммунистического отношения к труду.

Надежда Константиновна была очень встревожена тем, что во второй половине 30-х годов внимание к вопросам политехнизации школы было ослаблено, проявилась большая недооценка политехнизма в обучении. Она обращалась в ЦК ВКП(б) об этом неблагополучии; подчеркивая огромную роль, которую призвано сыграть политехническое обучение в стране строящегося социализма, Н. К. Крупская предлагала немедленно приступить к осуществлению целого ряда мероприятий, обеспечивающих должную постановку в школах трудового и политехнического обучения.

Страницы: 1 2 

Информация по педагогике:

Особенности организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
Свободная ролевая игра — самая привлекательная деятельность для детей. Это объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений — всего того, что в практической продуктивной деятельности дается с трудом. Это состояние внутренней свобод ...

Особенности психического развития детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха
Нарушения слуха в раннем и дошкольном возрасте оказывают особенно сильное влияние на последующее развитие ребенка. В сложной структуре развития ребенка со сниженным слухом наряду с первичным недостатком слухового анализатора отмечается своеобразие в формировании его речи и других психических процес ...

Особенности организации и методика обучения ручному труду
В экспериментальном обучении приняли участие 60 воспитанников. Результаты первичного обследования по методике констатирующего эксперимента (глава вторая) позволили считать данную группу репрезентативной. При отборе содержания и методов обучения ручному труду мы учитывали не только данные констатиру ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru