Содержание и методы экологического образования

Страница 1

Цель экологического образования, отражая дуалистическое понимание взаимодействия природы и общества, также имеет двойственный характер. Так, с антропоцентричной позиции она может пониматься как достижение компетентности, необходимой для того, чтобы приспособить человека к меняющейся структуре риска, определяемого состоянием окружающей среды. Тогда как с экоцентричной позиции целью экологического образования можно считать содействие становлению ответственного отношения к природе. Практически результат экологического образования выражается в способности и готовности принимать решения, делать выбор на социальном уровне: почему надо выключать свет? какие товары покупать? строить ли новую железнодорожную магистраль Москва – Петербург? протестовать ли против строительства АЭС? Подобные вопросы подразумевают действие, и то, каковы будут последствия этих действий, определит в конечном итоге эффективность наших усилий в области экологического образования. Ведь «высшая цель образования не знания, а действия» (Gerbert Spencer). Действия, предпринятые поколением, которое сейчас медленно включается в экологическое образование, определят условия и саму возможность преодоления человечеством экологического кризиса.

Как учить? Разработке методики образования для решения экологических проблем посвящена деятельность ассоциации «Экологическое образование» (АсЭкО). Ассоциация выпускает журнал «Вестник АсЭкО», специально посвященный методическим вопросам. Можно научить физике, химии, биологии с помощью учебников, задачников, практикумов и экскурсий. Но нравственный аспект отличает экологию от других дисциплин. И пригодная для других наук система образования не срабатывает, когда дело касается экологии, поскольку сложившаяся система «не определяет границ добра и зла, не подразумевает никаких обязательств, не призывает к жертвенности, не

вносит изменений в существующую философию ценностей» .

Улучшение методического обеспечения может быть достигнуто за счет овладения технологией проектирования процесса образования. Образовательная программа, преломленная через призму педагогических технологий, представляет не перечень тем занятий, а сценарий процесса образования, где действие подчинено стремлению к цели, данной образовательной области, но в то же время гибко, вариативно, основано на широчайшем спектре приемов и методов, рассчитанных на различные стили познания и творчества, каналы усвоения информации учениками.

При этом знания должны быть приобретены, «открыты» самими детьми, тогда они станут для них значимыми. Такую, задачу можно решить, только заинтересовав детей. Мотивация должна быть одним из первых шагов педагога в начале работы с детьми – при изучении новой темы, при подготовке к экскурсии, учебно-исследовательской работе, посильной экологической акции. Постепенно в процессе образования мотивация может стать фактором, способным сделать экологические проблемы личностно значимыми для детей.

Экологическое образование = (культура + глобальное мышление + действие) х педагогические технологии

В таком виде экологическое образование представляет произведение двух сомножителей: первый из них соответствует тому, чему учить, второй – тому, как учить. Легко видеть, что невладение педагогическими технологиями обращает в ноль всю правую часть, т.е. лишает процесс образования смысла. Отсюда и неудачи попыток непосредственной передачи экологических знаний ученикам. В то же время, педагогические технологии могут рассматриваться как множитель, способный многократно повысить эффективность образования. Формула наглядно показывает: участие в процессе экологического образования налагает колоссальную ответственность на учителя, требуя от него не только владения педагогическими технологиями, но и высокой культуры, глобального уровня мышления и способности организовать учебный процесс так, чтобы ученики могли получать опыт социально значимой деятельности. Основываясь на принципах обучения, необходимо активно применять методы и подходы для развития и становления личности учащегося. Развитию глобального экологического мышления помогает всесторонне использование необходимых методов и приемов в образовательном процессе, направленных на цель приобщить учащихся к постоянному совместному творчеству, к работе, к активному осмыслению и пониманию Мира.

Страницы: 1 2

Информация по педагогике:

Проблема экологизации химического образования в тематическом планировании VIII–XI классов
В процессе обучения химии в VIII–IX классах важно рассматривать проблемы защиты окружающей среды от химического загрязнения. В основу экологизации положены представления о взаимосвязи состава, строения, свойств и биологической функции веществ, их двойственной роли в живой природе; биологической вза ...

Законы и принципы управления на примере МОУ «Гимназия №164» г.Зеленогорска
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №164» (МОУ «Гимназия №164») расположено по адресу: Красноярский край, г.Зеленогорск, ул. Советская, 5А. Директор – Губанова Надежда Николаевна. Образовательный комплекс состоит из: - школы трех ступеней образования: начальной, средней и старшей ...

Использование живописи в педагогическом процессе
Об эстетическом восприятии дошкольников написано много интересных и ценных в методическом отношении книг и статей. Но сегодня возникла необходимость взглянуть на предшествующий опыт с современных позиций, актуализировать некоторые проблемы. В последние годы уделяется все больше внимания вопросам эф ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru