Содержание и методы экологического образования

Страница 1

Цель экологического образования, отражая дуалистическое понимание взаимодействия природы и общества, также имеет двойственный характер. Так, с антропоцентричной позиции она может пониматься как достижение компетентности, необходимой для того, чтобы приспособить человека к меняющейся структуре риска, определяемого состоянием окружающей среды. Тогда как с экоцентричной позиции целью экологического образования можно считать содействие становлению ответственного отношения к природе. Практически результат экологического образования выражается в способности и готовности принимать решения, делать выбор на социальном уровне: почему надо выключать свет? какие товары покупать? строить ли новую железнодорожную магистраль Москва – Петербург? протестовать ли против строительства АЭС? Подобные вопросы подразумевают действие, и то, каковы будут последствия этих действий, определит в конечном итоге эффективность наших усилий в области экологического образования. Ведь «высшая цель образования не знания, а действия» (Gerbert Spencer). Действия, предпринятые поколением, которое сейчас медленно включается в экологическое образование, определят условия и саму возможность преодоления человечеством экологического кризиса.

Как учить? Разработке методики образования для решения экологических проблем посвящена деятельность ассоциации «Экологическое образование» (АсЭкО). Ассоциация выпускает журнал «Вестник АсЭкО», специально посвященный методическим вопросам. Можно научить физике, химии, биологии с помощью учебников, задачников, практикумов и экскурсий. Но нравственный аспект отличает экологию от других дисциплин. И пригодная для других наук система образования не срабатывает, когда дело касается экологии, поскольку сложившаяся система «не определяет границ добра и зла, не подразумевает никаких обязательств, не призывает к жертвенности, не

вносит изменений в существующую философию ценностей» .

Улучшение методического обеспечения может быть достигнуто за счет овладения технологией проектирования процесса образования. Образовательная программа, преломленная через призму педагогических технологий, представляет не перечень тем занятий, а сценарий процесса образования, где действие подчинено стремлению к цели, данной образовательной области, но в то же время гибко, вариативно, основано на широчайшем спектре приемов и методов, рассчитанных на различные стили познания и творчества, каналы усвоения информации учениками.

При этом знания должны быть приобретены, «открыты» самими детьми, тогда они станут для них значимыми. Такую, задачу можно решить, только заинтересовав детей. Мотивация должна быть одним из первых шагов педагога в начале работы с детьми – при изучении новой темы, при подготовке к экскурсии, учебно-исследовательской работе, посильной экологической акции. Постепенно в процессе образования мотивация может стать фактором, способным сделать экологические проблемы личностно значимыми для детей.

Экологическое образование = (культура + глобальное мышление + действие) х педагогические технологии

В таком виде экологическое образование представляет произведение двух сомножителей: первый из них соответствует тому, чему учить, второй – тому, как учить. Легко видеть, что невладение педагогическими технологиями обращает в ноль всю правую часть, т.е. лишает процесс образования смысла. Отсюда и неудачи попыток непосредственной передачи экологических знаний ученикам. В то же время, педагогические технологии могут рассматриваться как множитель, способный многократно повысить эффективность образования. Формула наглядно показывает: участие в процессе экологического образования налагает колоссальную ответственность на учителя, требуя от него не только владения педагогическими технологиями, но и высокой культуры, глобального уровня мышления и способности организовать учебный процесс так, чтобы ученики могли получать опыт социально значимой деятельности. Основываясь на принципах обучения, необходимо активно применять методы и подходы для развития и становления личности учащегося. Развитию глобального экологического мышления помогает всесторонне использование необходимых методов и приемов в образовательном процессе, направленных на цель приобщить учащихся к постоянному совместному творчеству, к работе, к активному осмыслению и пониманию Мира.

Страницы: 1 2

Информация по педагогике:

Формирование представлений у дошкольников о величине предметов и ее измерении
С первых дней жизни ребенок попадает в мир предметов и явлений. Познание их происходит на основе восприятия, которое является важнейшим сенсорным процессом, направленным на опознание, обследование объектов, раскрытие его особенностей. Восприятие ребенка в дошкольном возрасте носит непроизвольный ха ...

Познавательный интерес, стадии его развития
Познавательный интерес - это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Лишь тогда, когда та или иная область науки, тот или иной учебный пре ...

Исследование творческих способностей
Дифференциация детей в любом возрасте по их творческому потенциалу достаточно разнообразна – от умственной отсталости до высокой талантливости и общей одаренности. В нашей стране и за рубежом выполнены фундаментальные исследования по проблемам психологии творчества, общих и специальных способностей ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru