Сегодня перед Россией стоит проблема переосмысления национальной хозяйственной деятельности, изменений, которые в ней возможны и необходимы. Научно-техническая революция, основанная на процессе глобальной информатизации всех сфер общественной жизни, требует информатизации и сферы образования. Постановлением Правительства Российской Федерации №630 от 28 августа 2001 г. была утверждена Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды (2001–2005 гг.)». В ней обозначен круг задач по внедрению информационных технологий в образование: «Интенсивное развитие сферы образования на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий становится важнейшим национальным приоритетом. Тенденции развития общества требуют безотлагательного решения проблемы опережающего развития системы образования на основе информационных технологий. Информатизация предполагает изменение содержания, методов и организационных форм образования». В ходе peaлизации Программы должна быть создана информационно-производственная база для разработки и тиражирования электронных учебных материалов (электронные учебники и справочники, энциклопедии, видеофильмы, мультимедийные средства, средства тестирования учащихся и др.) для индивидуальных и коллективных форм обучения». Приказом Минобразования России №393 от 11 февраля 2002 г. принята Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. В соответствии с этой концепцией «Для достижения нового качества профессионального образования будет осуществляться информатизация образования и оптимизация методов обучения, активное использование технологий открытого образования…». На современном этапе образовательная парадигма определяет обучение как управляемую учебно-познавательную деятельность, которая приводит не только и не столько к увеличению багажа знаний, умений и навыков, но и к важным изменениям личности обучаемого: повышению интеллекта, психологическому изменению личности в направлении ее более полной самореализации. Среди основных принципов стратегии экологического образования в Республике Татарстан заявлены:
- приоритетность экологического образования как гуманитарной и социоестественной компоненты общего и профессионального образования;
- эволюционность, историзм, природосообразность и культуросообразность экологического образования в регионе;
- комплексность и междисциплинарность экологического образования,
При одном перечислении этих принципов напрашивается вывод о возможности и даже необходимости применения новых информационных технологий в экологическом образовании. Ведь именно использование средств мультимедиа дает возможность соединить вместе исторический, культурологический и биологический аспекты экологии, оперативно и ярко рассказать о региональных и локальных экологических проблемах и кризисах, нарушении экологического равновесия и его последствиях. Именно компьютерные технологии (обучающие программы, электронные учебные пособия) позволяют быстро вносить изменения в учебный материал, реагируя на изменение экологической обстановки, показывать природные процессы в развитии и в движении.
Проблемами экологического образования и воспитания занимались С.Н. Глазачев, В.И. Горовая, Л.И. Губарева, А. Н Захлебный, И.Д. Зверев, Г.Н. Каропа, Е.Е. Письменная, А.П. Сидельковский, Т.А. Скиба, И.Т. Суравеги-на, В.В. Червонецкий, Н.А. Чикильдина, А.А. Шумейко и др.
Психолого-педагогические основы применения информационных технологий в образовании изложены в работах А.Г. Асмолова, В.П. Беспалько, Е.Л. Белкина, М.С. Бикбулатова, Ю.М. Горвица, М.П. Лапчика, B.C. Меськова, Е.И Машбица, В.М. Монахова, Е.С. Полат, В.М. Полонского, И.В. Роберт, В.А. Сластенина, Э.Г. Скибицкого, Б.Е. Стариченко, Н.Г. Ярошенко и др.
Внедрение в систему образования информационных технологий обучения предполагает как создание новых средств обучения, так и разработку методик их использования в учебном процессе. Обоснованием концепций создания различных педагогических технологий и общими проблемами, возникающими при их разработке, занимались Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, А.А. Вербицкий, Н.А. Галатенко В.К. Дьяченко, И.И. Ильясов, В.В. Краевский, М.В. Кларин, И.Я. Лернер, Н.Ф. Талызина, Ю.С. Тюнников, Ф. Янушкевич и др. Различные технологии создания компьютерных обучающих программ, классификация программных продуктов учебного назначения, педагогические требования к инструментальным средствам рассматривались О.И. Мухиным, А.Т. Ворониным, Ю.А. Чернышевым, И.В. Ретинской, М.В. Шугриной, М.В. Булгаковым, А.Е. Пушкиным, С.С. Фоминым, Е.Е. Якивчуком.
Применение информационных технологий в экологическом образовании пока является относительно новой областью исследования. Существующие на сегодняшний день электронные учебники по экологии немногочисленны и имеют определенные недостатки.
Цель исследования – теоретическое обоснование научно-методических основ применения новой информационной технологии в экологическом образовании в рамках современной образовательной парадигмы.
Объект исследования – образовательная деятельность в общеобразовательной школе с применением современных информационных технологий и компьютерных средств обучения.
Предмет исследования – научно-методические основы применения инновационных информационных технологий в экологическом образовании.
Гипотеза исследования состояла в предположении, что высокие эффективность и качество процесса обучения основам экологии могут быть обеспечены, если разработка и внедрение новых информационных технологий обучения базируется на научно-методических основах, отражающих:
– междисциплинарность экологического образования;
– социально-экономические и психолого-педагогические факторы и условия экологического образования;
– специфику информационной среды и психолого-педагогических условий компьютеризации учебного процесса. Для проверки гипотезы и реализации целей были сформулированы и решены следующие задачи: 1. Определить теоретические положения, составляющие научно-методические основы разработки и использования информационных технологий в экологическом образовании в соответствии с выводами современных психолого-педагогических учений и требованиями информатизации обучения. 2. Выявить и обосновать психолого-педагогические принципы и условия, лежащие в основе реализации информационных инновационных технологий в рамках концепции всеобщего непрерывного экологического образования.
Для решения проблем исследования в соответствии с указанными выше задачами были использованы методы, включающие изучение и анализ отечественной и зарубежной педагогической, психологической и методологической литературы по экологическому образованию и применению современных информационных технологий и компьютерных средств в экологическом образовании.
Информация по педагогике:
Разработка темы
«Основания» в курсе неорганической и органической химии
Цели урока: познакомить учащихся с новым классом химических соединений – основаниями, их свойствами (отношение к воде, действие на индикаторы, взаимодействие с кислотами), практическим использованием оснований в быту и народном хозяйстве; развивать умения работать с химическим оборудованием и реакт ...
Основы получения метаболитов
Процессами биотрансформации называют реакции превращения исходных органических соединений (предшественников) в целевой продукт с помощью клеток живых организмов или ферментов, выделенных из них. По отношению к процессу роста низкомолекулярные продукты метаболизма живых клеток делятся на первичные и ...
Объяснительно-иллюстративное обучение
Сообщающее или объяснительно-иллюстративное обучение характеризуется, прежде всего, тем, что учитель излагает знания в обработанном, «готовом» виде, ученики воспринимают и воспроизводят его. Это обучение как путь формирования знаний, несомненно, обладает достоинствами: подача и усвоение знаний осущ ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.