Подходы к экологическому образованию в странах Запада

Страница 1

Экологическое образование за рубежом нами рассмотрены на примере Бельгии и США.

Бельгия

. Экологическое образование в Бельгии нацелено на решение следующих задач: 1) формирование ясного понимания экологических причин изменения природной среды; 2) приобретение социально-коммуникативных умений и навыков, позволяющих осуществлять эффективное сотрудничество между различными группами людей; 3) использование разнообразных методов и приемов исследования и охраны окружающей природной среды; 4) пробуждение желания принять нормы личной ответственности за обеспечение устойчивого развития всего общества; 5) привнесение ценностей в систему критического оценивания факторов, влияющих на состояние окружающей природной среды.

Впервые вопросы экологического образования появились в бельгийских школьных программах во второй половине 60 годов, что было инициировано многими общественными группами и организациями, занимающимися охраной природы. Принципиально важное значение в экологизации учебных программ имел Европейский год охраны природы (1970 г.) Однако еще большее значение для осознания чрезвычайной актуальности этой проблемы имели многочисленные экологические кризисы, имевшие место на рубеже 60 и 70 гг. (разливы нефти, угрожающее загрязнение бассейна реки Рейн и др.). Во время экономического кризиса 1975–1985 гг. вопросы экологического образования играли второстепенную роль. Вместе с тем даже в период экономического неблагополучия вопросы охраны природы не выходили из поля общественного внимания. В то время общественные инициативы по данной проблеме были весьма многочисленны, хотя и не приобретали ясно выраженного общенационального характера. «Базисная программа экологического образования» для средних школ, опубликованная в январе 1993 года, дала новый и, пожалуй, самый мощный импульс для развития данной сферы социально-педагогической практики. Документ, одновременно раскрывающий вопросы теории и методики экологического образования, дающий полный обзор педагогических идей, имеет чрезвычайно большое значение, как для Бельгии, так и для многих других европейских стран. Среди особенностей бельгийской системы экологического образования следует отметить чрезвычайно важную роль неправительственных общественных экологических организаций, выполняющих ведущие организационные, информационные, координационные функции в процессе формирования у школьников ответственного отношения к природе. Например, лидирующая в Бельгии организация ШЕЕ занимается вопросами распространения информации и осуществляет координационные функции для 50 различных организаций и институтов, работающих в сфере экологического образования. Одним из ведущих центров экологического образования в Бельгии является Институт для подготовки экологов, который предлагает обучающие курсы для всех желающих. Практически все европейские государства, особенно, Бельгия, Дания. Испания и Португалия, в определении целей и задач экологического образования исходят их положений Стокгольмской (1972 г.), Белградской (1975 г.) и Тбилисской международных конференций (1971 г.).

США

. Экологическое образование в учебных заведениях США характеризуется чрезвычайным разнообразием форм, направлений и методологических подходов, глубоким проникновением идей экологической этики в содержание практически всех изучаемых дисциплин, широким привлечением общественности и, особенно, общественных неправительственных организаций к процессу формирования у молодежи норм бережного и ответственного отношения к природной среде. В этой стране общепризнанным является положение о том, что если человек не владеет понятием «окружающая среда» и не понимает своего собственного отношения к этой среде, он является неграмотным. Ведущей задачей экологического образования в США является формирование экологической грамотности учащейся молодежи. Система экологического образования Соединенных Штатов Америки призвана обеспечить решение следующих частных задач: 1) обеспечить широкие контакты человека с окружающей природной средой; 2) предоставить возможности для исследования живых организмов в естественной среде их обитания, 3) внести вклад в формирование экологически приемлемых стилей поведения и деятельности в природе; 4) сформировать совокупность знаний о единстве человека, общества и природной среды, о взаимосвязи локальных, региональных и глобальных экологических проблем, об окружающей среде как системе взаимосвязанных природных, экономических и социальных факторов, 5) вовлечь каждого школьника и студента в решение местных экологических проблем и др. В США отсутствует единая общегосударственная политика в области экологического образования и большинство решений по вопросам образования принимается на уровне штатов или же отдельных учебных заведений. Роль федерального правительства США заключается, прежде всего, в финансировании различных эколого-образовательных программ и проектов, реализуемых чаще всего общественными организациями или инициативными группами педагогов-экологов. Наиболее известными общенациональными эколого-образовательными проектами являются «Project WILD» и «Project Learning Tree».

Страницы: 1 2

Информация по педагогике:

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru