Экологическое образование за рубежом нами рассмотрены на примере Бельгии и США.
Бельгия
. Экологическое образование в Бельгии нацелено на решение следующих задач: 1) формирование ясного понимания экологических причин изменения природной среды; 2) приобретение социально-коммуникативных умений и навыков, позволяющих осуществлять эффективное сотрудничество между различными группами людей; 3) использование разнообразных методов и приемов исследования и охраны окружающей природной среды; 4) пробуждение желания принять нормы личной ответственности за обеспечение устойчивого развития всего общества; 5) привнесение ценностей в систему критического оценивания факторов, влияющих на состояние окружающей природной среды.
Впервые вопросы экологического образования появились в бельгийских школьных программах во второй половине 60 годов, что было инициировано многими общественными группами и организациями, занимающимися охраной природы. Принципиально важное значение в экологизации учебных программ имел Европейский год охраны природы (1970 г.) Однако еще большее значение для осознания чрезвычайной актуальности этой проблемы имели многочисленные экологические кризисы, имевшие место на рубеже 60 и 70 гг. (разливы нефти, угрожающее загрязнение бассейна реки Рейн и др.). Во время экономического кризиса 1975–1985 гг. вопросы экологического образования играли второстепенную роль. Вместе с тем даже в период экономического неблагополучия вопросы охраны природы не выходили из поля общественного внимания. В то время общественные инициативы по данной проблеме были весьма многочисленны, хотя и не приобретали ясно выраженного общенационального характера. «Базисная программа экологического образования» для средних школ, опубликованная в январе 1993 года, дала новый и, пожалуй, самый мощный импульс для развития данной сферы социально-педагогической практики. Документ, одновременно раскрывающий вопросы теории и методики экологического образования, дающий полный обзор педагогических идей, имеет чрезвычайно большое значение, как для Бельгии, так и для многих других европейских стран. Среди особенностей бельгийской системы экологического образования следует отметить чрезвычайно важную роль неправительственных общественных экологических организаций, выполняющих ведущие организационные, информационные, координационные функции в процессе формирования у школьников ответственного отношения к природе. Например, лидирующая в Бельгии организация ШЕЕ занимается вопросами распространения информации и осуществляет координационные функции для 50 различных организаций и институтов, работающих в сфере экологического образования. Одним из ведущих центров экологического образования в Бельгии является Институт для подготовки экологов, который предлагает обучающие курсы для всех желающих. Практически все европейские государства, особенно, Бельгия, Дания. Испания и Португалия, в определении целей и задач экологического образования исходят их положений Стокгольмской (1972 г.), Белградской (1975 г.) и Тбилисской международных конференций (1971 г.).
США
. Экологическое образование в учебных заведениях США характеризуется чрезвычайным разнообразием форм, направлений и методологических подходов, глубоким проникновением идей экологической этики в содержание практически всех изучаемых дисциплин, широким привлечением общественности и, особенно, общественных неправительственных организаций к процессу формирования у молодежи норм бережного и ответственного отношения к природной среде. В этой стране общепризнанным является положение о том, что если человек не владеет понятием «окружающая среда» и не понимает своего собственного отношения к этой среде, он является неграмотным. Ведущей задачей экологического образования в США является формирование экологической грамотности учащейся молодежи. Система экологического образования Соединенных Штатов Америки призвана обеспечить решение следующих частных задач: 1) обеспечить широкие контакты человека с окружающей природной средой; 2) предоставить возможности для исследования живых организмов в естественной среде их обитания, 3) внести вклад в формирование экологически приемлемых стилей поведения и деятельности в природе; 4) сформировать совокупность знаний о единстве человека, общества и природной среды, о взаимосвязи локальных, региональных и глобальных экологических проблем, об окружающей среде как системе взаимосвязанных природных, экономических и социальных факторов, 5) вовлечь каждого школьника и студента в решение местных экологических проблем и др. В США отсутствует единая общегосударственная политика в области экологического образования и большинство решений по вопросам образования принимается на уровне штатов или же отдельных учебных заведений. Роль федерального правительства США заключается, прежде всего, в финансировании различных эколого-образовательных программ и проектов, реализуемых чаще всего общественными организациями или инициативными группами педагогов-экологов. Наиболее известными общенациональными эколого-образовательными проектами являются «Project WILD» и «Project Learning Tree».
Информация по педагогике:
Виды обучения
В мировой практике сложились разнообразные стили обучения и появляются разноплановые образовательные технологии. Их специфика зависит от ориентации на определённую образовательную парадигму или дидактическую концепцию, от профессионально-личностных особенностей педагога, культурно-образовательных т ...
Использование информационно-коммуникационных технологий в
личностно-ориентированном обучении
Значение информационно-коммуникационных технологий для обучения Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, обработки, хранения и распространения информации. Создание и развитие информационного ...
Познавательный интерес, стадии его развития
Познавательный интерес - это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Лишь тогда, когда та или иная область науки, тот или иной учебный пре ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.