Цели урока: познакомить учащихся с новым классом химических соединений – основаниями, их свойствами (отношение к воде, действие на индикаторы, взаимодействие с кислотами), практическим использованием оснований в быту и народном хозяйстве; развивать умения работать с химическим оборудованием и реактивами, сравнивать, анализировать, делать выводы; прививать интерес к предмету.
Оборудование и реактивы. На столах учащихся: твердые гидроксиды натрия, кальция, меди, железа (III), вода, соляная кислота, растворы индикаторов (метиловый оранжевый, фенолфталеин, лакмус), пробирки, спиртовка, тигельные щипцы, предметное стекло.
На демонстрационном столе: растворы щелочи (концентрированные), фенолфталеина, соляная кислота, растворы индикаторов в кислоте, щелочи, нейтральной среде, шерстяная ткань, стеклянная палочка, лабораторный штатив, химический стакан.
Ход урока
I. Организационный момент:
проверка готовности
учет посещаемости
II. Изучение нового материала
Учитель: Ребята, вы уже много узнали о веществах, их практическом использовании человеком. Вы знакомы с такими классами неорганических соединений, как оксиды, кислоты и соли. Сегодня мы познакомимся с новым классом неорганических веществ – основаниями.
Что же из себя представляют вещества, называемые основаниями. На столах у вас есть пробирки с основаниями, на пробирках написаны формулы NaOH, Ca(OH)2, Cu(OH)2, Fe(OH)3. Выясните, есть ли какое-либо сходство в составе этих веществ.
Учащиеся отмечают, что во всех веществах присутствует группа ОН.
Учитель: Группу ОН называют гидроксогруппой, она одновалентна.
I
Н – ОН ¬ гидроксогруппа
вода
Учитель: А чем еще схожи основания?
Учащиеся: гидроксогруппы в основаниях связаны с атомами металлов.
Учащиеся записывают определение оснований в тетради.
Вывод: Сложные вещества, состоящие из атома металла и одной или нескольких гидроскогрупп, называют основаниями.
Учащиеся записывают формулу оснований в общем виде:
n
Ме(ОН)n
Затем учащиеся знакомятся с правилами номенклатуры оснований и называют вещества, имеющиеся у них на столах.
Учитель: Опишем физические свойства оснований.
Учащиеся делают вывод, что все основания – твердые вещества. Затем выясняют растворимость оснований в воде.
Лабораторный опыт
К гидроксидам приливают по 3 – 4 мл воды и взбалтывают смесь.
Учащиеся делают вывод, что основания делятся на растворимые и нерастворимые.
Учитель: Сейчас мы введем в наш химический лексикон еще один новый термин. Растворимые основания называются щелочами.
По учебнику учащиеся выясняют, какие основания относятся к щелочам.
Далее учитель знакомит учащихся с правилами обращения со щелочами, проводит демонстрационный опыт (воздействие щелочи на шерсть). Затем рассказывает о применении щелочей (используется таблица).
Таблица 2.1. Применение щелочей
NaOH Гидроксид натрия |
Каустик едкий натр каустическая сода |
применяют для производства мыла, в текстильной промышленности |
Са(ОН)2 Гидроксид кальция |
гашеная известь известковая вода |
используется в строительстве, для известкования почв, для побелки деревьев |
Учитель: Выясним, изменяют ли растворы щелочей окраску индикаторов.
Лабораторный опыт
Учащиеся разливают раствор гидроксида натрия в 3 пробирки, добавляют индикаторы и отмечают изменение окраски. Проверяют, изменяется ли окраска фенолфталеина в гидроксиде меди (II).
Учащиеся делают вывод: В растворах щелочей индикаторы изменяют окраску, а в нерастворимых основаниях – нет.
Учитель: Ребята, с индикаторами вы встречаетесь не только в химлаборатории, но и дома. Так, в качестве индикатора мы можем воспользоваться заваренным чаем, соками некоторых растений – свеклы, черной смородины.
Для выяснения химических свойств оснований учитель проводит демонстрационный опыт (взаимодействие щелочи с кислотами) и записывает уравнение реакции. О прохождении реакции учащиеся судят по изменению окраски фенолфталеина.
Информация по педагогике:
Понятие и причины девиантного поведения подростков
В любом обществе всегда существуют социальные нормы, то есть правила, по которым это общество живет. Поведение некоторых детей и подростков обращает на себя внимание нарушением норм, отличается от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования семьи, школы и общества. Поведение, характери ...
Сущность и структура сюжетно-ролевой игры
Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте. Л.С. Выготский отмечал, что в дошкольном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность дошкольников. Выготский Л.С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определя ...
Анализ результатов экспериментальной работы по формированию культуры
межнационального общения младших школьников средствами коллективной творческой
деятельности
Около ста народов со своей культурой, традициями, бытом проживают на территории нашей страны. Государству жизненно важно воспитывать у граждан общегосударственный патриотизм, дружбу народов и веротерпимость, что является важнейшим залогом укрепления многонационального общества. Важнейшая закономерн ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.