В основу рассмотрения ценностей положено представление о структуре культуры, построенной на проекции человеческой деятельности, и выделении в ней общего, особенного и единичного. Соответственно этому определяются специфические субъекты деятельности – родовой, видовой и элементарный. Подобную идею выдвигает М.Я. Виленский, предлагая исследовать физическую культуру на всеобщем уровне (физическая культура общества), специфическом (физическая культура социально – профессиональных групп) и единичном (физическая культура личности). Отсюда вытекает один из основополагающих принципов подготовки физкультурных кадров – принцип взаимосвязи, преемственности общекультурной, профессиональной подготовки, личностного совершенствования.
Подготовка специалиста обеспечивается посредством трех основных компонентов: мотивационно-нравственного (стимулирующего деятельность будущего специалиста), познавательного (обеспечивающего всю полноту овладения содержанием образования), двигательного (отражающего специфику профессии и обеспечивающего механизм познания). Все компоненты направлены на овладение ценностями профессионального физкультурного образования и достижение его цели – формирование культуры личности специалиста.
В соответствии с указанными положениями на первом уровне выделяются общекультурные ценности, имеющие общечеловеческое значение, отражающие взаимодействие образования и культуры в русле нового педагогического мышления (табл. 1).
Выбор данных ценностей неслучаен. Добро, красота и истина имеют древние исторические корни, составлявшие основу античного мироощущения и выражавшиеся в понятии «калокагатия» – гармоничное сочетание в человеке нравственности, эстетики и знания. В настоящее время они остаются актуальными, поскольку определяют человеческое поведение, сознание, являются, по сути, центральным звеном ценностного комплекса и критерием оценки деятельности человека и общества.
Кроме того, на общекультурном уровне целесообразно учитывать ценности отечественной системы образования – нравственность, гуманизм, духовность, соборность, фундаментальность, всесторонность и целостность познания окружающей действительности, провозглашенные русскими педагогами, учеными, мыслителями М.В. Ломоносовым, А.Н. Радищевым, А.С. Хомяковым, Н.И. Пироговым, П.Ф. Лесгафтом, Л.Н. Толстым, В.С. Соловьевым и др.
Главной ценностью на этом уровне является общество, которое нуждается в высококвалифицированных специалистах, способных удовлетворить его разнообразные потребности в сфере физической культуры, обеспечить необходимый биопотенциал населения для активной всесторонней жизнедеятельности. В то же время общество хранит и воспроизводит ценности.
На следующем уровне выделяются специфические ценности (табл. 2). Их особенности обусловлены тем, что подготовка кадров, с одной стороны, относится к системе образования, а с другой – к системе физической культуры. Поэтому в подготовке специалистов функционируют ценности физической культуры. Наряду с ними актуальными являются компоненты личности, которые создают предпосылки формирования важнейшей ценности специалиста – его профессионального педагогического мастерства. Основа данного комплекса специфических ценностей – специалисты в области физической культуры.
Ценности конкретизируются не только на специфическом, но и на личностном уровне (табл. 3). Здесь же определяются ценности, непосредственно относящиеся к конкретному человеку. Их достижение должно обеспечиваться мотивационной, двигательной и информационно-познавательной сферами деятельности учащегося. В результате развития мотивационной сферы осуществляется достижение таких ценностей, как нравственность личности, ее целесообразная деятельная активность. Развитие познавательного компонента направлено на формирование образованности, умения исследовать и решать возникающие проблемы с научно обоснованной позиции. Двигательная сфера ориентирована на всесторонность, универсальность личности, ее способность к самостоятельной творческой деятельности. Особо следует подчеркнуть такую ценность, как духовность личности, имеющую неутилитарный, идеальный характер. Именно благодаря этой ценности развивается «человеческое в человеке». В центре ценностей на данном уровне находится сама человеческая личность. Культура личности формируется при условии образования ее целостности, то есть объединения, гармоничного соотношения в человеке биологического и духовного начала, а также интеграции мотивационной, познавательной и двигательной сфер.
Информация по педагогике:
Методическая разработка урока
Урок-это основная организационная форма логически законченного, целостного, ограниченного временными рамками отрезка учебно-воспитательного процесса. В нем представлены в сложном взаимодействии все компоненты учебно-воспитательного процесса: цели, содержание, методы, формы организации деятельности ...
Плюсы и минусы использования сети
Быстрое и стремительное развитие IT структуры в России открывает перед институтом образования новые перспективы и возможности. Колоссальный потенциал данной отрасли был отмечен и на самых высоких уровнях правительства. Как сказал бывший президент РФ В.В. Путин "К 2008-2010 году мы и Интернет у ...
Понятие творческой задачи
Математическое творчество не является атрибутом традиционного школьного обучения (по крайней мере, на рассматриваемом нами возрастном этапе 6 – 9 классах). Однако детское математическое творчество возможно инициировать, «запустить» возможно при определенных условиях организацией учебного процесса. ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.