Изучение понятия «ценность» в теории физкультурного образования

Образование и педагогика » Педагогические ценности учителя физической культуры » Изучение понятия «ценность» в теории физкультурного образования

Страница 3

В основу рассмотрения ценностей положено представление о структуре культуры, построенной на проекции человеческой деятельности, и выделении в ней общего, особенного и единичного. Соответственно этому определяются специфические субъекты деятельности – родовой, видовой и элементарный. Подобную идею выдвигает М.Я. Виленский, предлагая исследовать физическую культуру на всеобщем уровне (физическая культура общества), специфическом (физическая культура социально – профессиональных групп) и единичном (физическая культура личности). Отсюда вытекает один из основополагающих принципов подготовки физкультурных кадров – принцип взаимосвязи, преемственности общекультурной, профессиональной подготовки, личностного совершенствования.

Подготовка специалиста обеспечивается посредством трех основных компонентов: мотивационно-нравственного (стимулирующего деятельность будущего специалиста), познавательного (обеспечивающего всю полноту овладения содержанием образования), двигательного (отражающего специфику профессии и обеспечивающего механизм познания). Все компоненты направлены на овладение ценностями профессионального физкультурного образования и достижение его цели – формирование культуры личности специалиста.

В соответствии с указанными положениями на первом уровне выделяются общекультурные ценности, имеющие общечеловеческое значение, отражающие взаимодействие образования и культуры в русле нового педагогического мышления (табл. 1).

Выбор данных ценностей неслучаен. Добро, красота и истина имеют древние исторические корни, составлявшие основу античного мироощущения и выражавшиеся в понятии «калокагатия» – гармоничное сочетание в человеке нравственности, эстетики и знания. В настоящее время они остаются актуальными, поскольку определяют человеческое поведение, сознание, являются, по сути, центральным звеном ценностного комплекса и критерием оценки деятельности человека и общества.

Кроме того, на общекультурном уровне целесообразно учитывать ценности отечественной системы образования – нравственность, гуманизм, духовность, соборность, фундаментальность, всесторонность и целостность познания окружающей действительности, провозглашенные русскими педагогами, учеными, мыслителями М.В. Ломоносовым, А.Н. Радищевым, А.С. Хомяковым, Н.И. Пироговым, П.Ф. Лесгафтом, Л.Н. Толстым, В.С. Соловьевым и др.

Главной ценностью на этом уровне является общество, которое нуждается в высококвалифицированных специалистах, способных удовлетворить его разнообразные потребности в сфере физической культуры, обеспечить необходимый биопотенциал населения для активной всесторонней жизнедеятельности. В то же время общество хранит и воспроизводит ценности.

На следующем уровне выделяются специфические ценности (табл. 2). Их особенности обусловлены тем, что подготовка кадров, с одной стороны, относится к системе образования, а с другой – к системе физической культуры. Поэтому в подготовке специалистов функционируют ценности физической культуры. Наряду с ними актуальными являются компоненты личности, которые создают предпосылки формирования важнейшей ценности специалиста – его профессионального педагогического мастерства. Основа данного комплекса специфических ценностей – специалисты в области физической культуры.

Ценности конкретизируются не только на специфическом, но и на личностном уровне (табл. 3). Здесь же определяются ценности, непосредственно относящиеся к конкретному человеку. Их достижение должно обеспечиваться мотивационной, двигательной и информационно-познавательной сферами деятельности учащегося. В результате развития мотивационной сферы осуществляется достижение таких ценностей, как нравственность личности, ее целесообразная деятельная активность. Развитие познавательного компонента направлено на формирование образованности, умения исследовать и решать возникающие проблемы с научно обоснованной позиции. Двигательная сфера ориентирована на всесторонность, универсальность личности, ее способность к самостоятельной творческой деятельности. Особо следует подчеркнуть такую ценность, как духовность личности, имеющую неутилитарный, идеальный характер. Именно благодаря этой ценности развивается «человеческое в человеке». В центре ценностей на данном уровне находится сама человеческая личность. Культура личности формируется при условии образования ее целостности, то есть объединения, гармоничного соотношения в человеке биологического и духовного начала, а также интеграции мотивационной, познавательной и двигательной сфер.

Страницы: 1 2 3 4

Информация по педагогике:

Анализ школьных программ и учебников
Основными идеями современной концепции школьного химического образования являются идеи гуманизации и демократизации образования, согласно которым «следует преодолеть отчуждение науки и производства от человека. В процессе обучения химии необходимо раскрывать связь между химическими знаниями и повсе ...

Основные виды нарушений развития детей дошкольного возраста
К детям с нарушениями в развитии, относят детей с различными нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата задержкой психического развития, эмоциональными, интеллектуальными нарушениями. - Нарушения слуха. К этой категории относятся нарушения слуха различной степени — от легкой пот ...

Анкетирование учителей и учеников
Для того, чтобы показать эффективность использования математической игры для развития познавательного интереса одного теоретического обоснования недостаточно. Любая теория должна быть подтверждена практикой. В связи с этим в школе №37 города Кирова и безводнинской средней школе (БСШ) был проведен о ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru