Проблема ценностей физкультурного образования еще не стала предметом глубокого изучения. Ряд авторов лишь касались этих вопросов в своих работах. В физическом воспитании, например, в качестве ценностей рассматривается формирование двигательных навыков, умений, знаний, воспроизводство духовных и телесных сил, формирование личности, умственное развитие, эстетическое, нравственное воспитание и др. В исследовании М.А. Арвисто показано, что в физкультурно-спортивной деятельности студентов ведущее место занимают ценности, связанные с формированием физического «Я» (физические качества, здоровье, телосложение), функциональным содержанием деятельности (подвижность, физические нагрузки, эмоции), самоактуализацией (успех, самоутверждение, самовыражение), морально-волевыми качествами. Однако фактически не проводилось специальных исследований аксиологии профессионального физкультурного образования.
Для проведения таких исследований необходимо учитывать важнейшее методологическое положение, различающее специфику профессионального (специального) и непрофессионального (неспециального) физкультурного образования. Оно заключается в том, что в системе неспециального физкультурного образования личность осваивает ценности физической культуры преимущественно для индивидуального потребления, поскольку готовится к иной сфере труда. В системе профессионального физкультурного образования личность осваивает ценности не только для личного потребления, но и главным образом для передачи этих ценностей другим людям.
Таблица 1. Общекультурный уровень функционирования ценностей в профессиональном физкультурном образовании
|
Название группы ценностей |
Состав ценностей |
Главная ценность уровня |
|
Общечеловеческие |
ДОБРО, КРАСОТА, ИСТИНА |
ОБЩЕСТВО |
|
Ценности системы российского образования |
Нравственность, гуманизм, духовность, соборность, фундаментальность, всесторонность, целостность познания |
Таблица 2. Специфический уровень функционирования ценностей в профессиональном физкультурном образовании
|
Название группы ценностей |
Состав ценностей |
Главная ценность уровня |
|
Ценности ФК (по В.К. Бальсевичу, Л.И. Лубышевой, 1995) |
Интеллектуальные, двигательные, технологические, мобилизационные, интенционные |
СПЕЦИАЛИСТЫ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ |
|
Ценности профессиональной (специальной) подготовки |
Основы профессионально-педагогического мастерства |
Таблица 3. Личностный уровень функционирования ценностей в профессиональном физкультурном Образовании
|
Название группы ценностей |
Состав ценностей |
Главная ценность уровня |
|
Ценности мотивационно-нравственной сферы личности |
Нравственность, целесообразная деятельная активность |
ЛИЧНОСТЬ |
|
Ценности познавательной сферы личности |
Образованность, умение исследовать объекты и явления | |
|
Ценности двигательной сферы личности |
Всесторонность, универсальность способностей, способность к самостоятельной творческой деятельности |
Информация по педагогике:
Эстетическое воспитание учащихся вспомогательной школы
Эстетическое воспитание – это процесс целенаправленного и систематического умений адекватно воспринимать, правильно понимать, верно оценивать прекрасное в искусстве, природе и обществе, а также развитие способности создавать красивое. Прежде всего эстетическое воспитание затрагивает чувства человек ...
Понятие универсальных учебных действий и их классификация
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов де ...
Типовые различия в характеристиках
компонентов математических способностей
Существование различных типов математических складов ума есть следствие не только индивидуальных и типовых психологических различий между людьми, но и следствие различных требований, которые предъявляют человеку разные разделы математики. Эксперименты на ребятах от 11 до 14 лет показали, что в зави ...
Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.