Проблема ценностей физкультурного образования еще не стала предметом глубокого изучения. Ряд авторов лишь касались этих вопросов в своих работах. В физическом воспитании, например, в качестве ценностей рассматривается формирование двигательных навыков, умений, знаний, воспроизводство духовных и телесных сил, формирование личности, умственное развитие, эстетическое, нравственное воспитание и др. В исследовании М.А. Арвисто показано, что в физкультурно-спортивной деятельности студентов ведущее место занимают ценности, связанные с формированием физического «Я» (физические качества, здоровье, телосложение), функциональным содержанием деятельности (подвижность, физические нагрузки, эмоции), самоактуализацией (успех, самоутверждение, самовыражение), морально-волевыми качествами. Однако фактически не проводилось специальных исследований аксиологии профессионального физкультурного образования.
Для проведения таких исследований необходимо учитывать важнейшее методологическое положение, различающее специфику профессионального (специального) и непрофессионального (неспециального) физкультурного образования. Оно заключается в том, что в системе неспециального физкультурного образования личность осваивает ценности физической культуры преимущественно для индивидуального потребления, поскольку готовится к иной сфере труда. В системе профессионального физкультурного образования личность осваивает ценности не только для личного потребления, но и главным образом для передачи этих ценностей другим людям.
Таблица 1. Общекультурный уровень функционирования ценностей в профессиональном физкультурном образовании
|
Название группы ценностей |
Состав ценностей |
Главная ценность уровня |
|
Общечеловеческие |
ДОБРО, КРАСОТА, ИСТИНА |
ОБЩЕСТВО |
|
Ценности системы российского образования |
Нравственность, гуманизм, духовность, соборность, фундаментальность, всесторонность, целостность познания |
Таблица 2. Специфический уровень функционирования ценностей в профессиональном физкультурном образовании
|
Название группы ценностей |
Состав ценностей |
Главная ценность уровня |
|
Ценности ФК (по В.К. Бальсевичу, Л.И. Лубышевой, 1995) |
Интеллектуальные, двигательные, технологические, мобилизационные, интенционные |
СПЕЦИАЛИСТЫ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ |
|
Ценности профессиональной (специальной) подготовки |
Основы профессионально-педагогического мастерства |
Таблица 3. Личностный уровень функционирования ценностей в профессиональном физкультурном Образовании
|
Название группы ценностей |
Состав ценностей |
Главная ценность уровня |
|
Ценности мотивационно-нравственной сферы личности |
Нравственность, целесообразная деятельная активность |
ЛИЧНОСТЬ |
|
Ценности познавательной сферы личности |
Образованность, умение исследовать объекты и явления | |
|
Ценности двигательной сферы личности |
Всесторонность, универсальность способностей, способность к самостоятельной творческой деятельности |
Информация по педагогике:
Условия формирования исследовательской деятельности
Создание условий для исследовательской деятельности детей в условиях личностно-ориетированного образования представляется как задание определенной программы действий ребенка по поиску способов для достижения целей. При этом постановка проблемы может задаваться педагогом, а ее решения предлагаться р ...
Использование экологических интернет-ресурсов в образовательном процессе
В последние годы в связи с развитием и широким внедрением в образовательную практику новых информационных технологий, мультимедийных средств и интернет-технологий значительно расширились рамки и возможности педагогических методик, применяемых в экологическом образовании. В связи с этим представляет ...
Уровень развития способностей как один из основных
критериев дифференциации
Наиболее значимым для успешной организации обучения является такое свойство учащихся, как способности, в частности уровень умственного развития учащегося. У большинства авторов это понятие охватывает как предпосылки к учению (обучаемость), так и приобретённые знания (обученность). Способностями воо ...
Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.