Изучение понятия «ценность» в теории физкультурного образования

Образование и педагогика » Педагогические ценности учителя физической культуры » Изучение понятия «ценность» в теории физкультурного образования

Страница 1

На рубеже второго тысячелетия для развития теории физической культуры и ее специфического направления – теории физкультурного образования – возникла необходимость создания новой методологической базы, основанной на разработке ценностно-гуманистических, интегративных аспектов физкультурной деятельности. Кроме того, решение проблемы выбора ценностей обусловлено тенденциями в мировом образовательном пространстве, в частности положениями, провозглашенными Болонской декларацией. В связи с этим разработка ценностей профессионального физкультурного образования становится особенно актуальной. Ее решение имеет значение не только для модернизации подготовки кадров, но и для развития теории физической культуры как вида культуры продолжения работы научной школы профессора В.М. Выдрина, представителями которой являются авторы данной статьи.

Исследование литературных источников показало, что обычно ценностями называют явления материального и духовного порядка, обладающие особой значимостью для людей и удовлетворяющие какие-либо человеческие потребности. Однако это не сами по себе объекты материальной или духовной культуры, а их социальное качество, соотносимое с деятельностью человека. Они определяют свойства предмета, его значение и отношение человека к предмету. Не имея сами по себе реальной силы, ценности начинают функционировать тогда, когда попадают в сферу потребностей человека и он включается в деятельность по их достижению. В последнее время наряду с традиционной трактовкой ценностей как значимых для человека предметов и явлений, высших социальных, духовных идеалов развивается идея автономной значимости ценностей, не существующей в сути объекта. Вместе с тем большинство авторов сходятся в том, что определяющим фактором сущности ценностей является их значимость для субъекта.

В философии, культурологии ценности классифицируют по их отношению к природе, материальному производству, социально-политической деятельности, духовной жизни, эстетической, нравственной, научной сферам.

На основе культурологического подхода теория ценности начинает развиваться в педагогике. Изучение и отбор педагогических ценностей определяют содержание образования. По мнению Н.Б. Крыловой, в педагогической сфере ценности очень разнообразны, поэтому можно условно различать только группы базовых ценностей: ценности-добродетели (альтруизм, другодоминантность, терпимость, эмпатия) и ценности жизнедеятельности (самореализация, свобода, интерес, взаимопонимание, сотрудничество, поддержка). В структуре профессионально-педагогической культуры будущих учителей выделяют ценности-цели, ценности-средства, ценности-отношения, ценности-качества и ценности-знания. В последние годы разрабатывается иерархия ценностей образования, в которой определены доминантные ценности (знания, познавательная деятельность, общение); нормативные (стандарты, нормы); стимулирующие (методики, технологии, способы контроля за качеством образования); сопутствующие (умения, понимание изучаемых явлений). В педагогической области начинают возникать свои научные школы, исследующие культурологические аспекты образования, вопросы теории ценностей, развивается педагогическая аксиология.

В сфере теории физической культуры пока не наблюдается связи с достижениями в педагогической аксиологии. Вместе с тем ценности исследуются на основе определения общекультурных положений и специфики физкультурной деятельности. Количество работ в этом направлении пока невелико. В предлагаемых классификациях ценностей физической культуры рассматривают материальные, физические, психические, духовные, социальные, а также важнейшие ценности – человека и саму физическую культуру; общесоциальные и специфические; общественные и личностные; ценности двигательного характера, ценности педагогических технологий, интеллектуальные, мобилизационные, интенционные. Имеющиеся классификации дают достаточно полное представление о физкультурных ценностях, хотя необходимость в дальнейших исследованиях в этой области сохраняется. В этом направлении, в частности, целесообразно изучать ценности отдельных компонентов физической культуры (спорта, физкультурного образования, физкультурной рекреации, физкультурной реабилитации, адаптивной физической культуры, профессионально-прикладной физической культуры).

Страницы: 1 2 3 4

Информация по педагогике:

Стимулирование как проблема исследования
Научному изучению причин активности человека, их детерминации положили начало великие мыслители Древней Греции и Рима – Фалес, Гераклит, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Лукреций и другие. Разработкой проблем мотивации в зарубежной психологии занимались различные школы. Анализ литературных ист ...

Психологическая сущность дошкольного возраста
Все родители на вопрос о том, каким бы они хотели видеть своего ребенка, обычно отвечают: «Честным», «До­брым», «Умным», «Хорошим человеком» и т. д. Что же нужно сделать для того, чтобы ребенок вырос таким? Прежде всего — нужно его любить. На первый взгляд подобное утверждение может показаться бана ...

Знакомство с понятием площади
Как уже упоминалось выше понятие площади (и ее измерения) базируется на ряде других понятий. Знакомство с площадью в пятом классе начинается с изучения площади прямоугольника. Учащимся предлагается конструктивное определение площади. Хотя определением его назвать можно с трудом, скорее это правило ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru