В настоящее время большинство преподавателей и студентов владеют навыками работы на компьютере, но уровень владения этими навыками (и это подтверждают результаты анкетирования преподавателей и интервью с деканами) очень различен. Это создает сложности как в обучении студентов, так и в интеграции ИКТ в образовательный процесс в целом.
Достаточно часто препятствием для эффективного использования ИКТ в профессиональной деятельности является низкий уровень владения навыками пользователя. К числу наиболее типичных проблем пользователей относятся:
· отсутствие навыков десятипальцевого набора текста;
· незнание возможностей операционной системы;
· использование ограниченного числа прикладных программ;
· использование ограниченного набора функций, предоставляемых программами;
· незнание (и игнорирование) норм общения в электронной среде;
· отсутствие навыков представления информации в электронном виде, который требует не только особого стиля изложения, но и использования средств визуализации текста (инфографики).
Причины такого положения носят как объективный, так и субъективный характер. Среди них:
· недооценка значения навыков квалифицированного пользователя для эффективной работы;
· сложившаяся практика подготовки пользователей, ориентированная на обучение элементарным навыкам работы на компьютере и на интенсивное курсовое обучение, требующее усвоения больших объемов информации в ограниченный период времени;
· многофункциональность программных продуктов и не всегда доступный для пользователей язык интерфейса ресурсов и справочной информации;
· необходимость постоянной практики, поскольку приобретенные в процессе обучения навыки утрачиваются, если те или иные программы или определенные функции программ используются нерегулярно;
· психологическая неготовность к необходимости освоения новых ресурсов при возможности обращения к специалистам;
· разный уровень владения различными программными продуктами, связанный с конкретными условиями деятельности (например, отсутствием доступа в интернет, использованием устаревшего оборудования).
Между тем отсутствие необходимых навыков использования ИКТ приводит к значительным потерям времени как самих пользователей, так и всех тех, кому приходится корректировать их работу или восстанавливать «разрушительные» последствия их деятельности. За рубежом в связи с этим были разработаны стандартизованные требования к уровню подготовки пользователей, соответствие которым учитывается при приеме на работу. Международная сертификация пользователей получает все большее распространение и в России.
При разработке программы «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» на ФПК постарались учесть указанные недостатки подготовки пользователей и предложить такую организацию обучения, которая позволила бы сделать подготовку преподавателей в области ИКТ более эффективной и ориентированной на практические потребности и реальные условия деятельности преподавателей.
В структуру образовательной программы входят следующие курсы:
· ИКТ в профессиональной деятельности (2 уровня 144 час.);
· ИКТ в преподавании (на материале различных дисциплин) (72 час.);
· Дизайн учебно-методических материалов (72 час.);
· Проектирование электронного учебника (120 час.).
Обучение организовано по многоуровневой модульной системе с использованием гибкого графика занятий. Первый уровень курса «ИКТ в профессиональной деятельности» предназначен для преподавателей, не имеющих подготовки в области ИКТ или владеющих только начальными навыками работы на компьютере. Аудиторные занятия по данному курсу проводятся в объеме 44 часов 23 раза в неделю; 28 часов отводятся на самостоятельную работу обучающихся.
Информация по педагогике:
Основные проблемы, связанные с компьютерным обучением
Бурное развитие компьютерных технологий за последние несколько лет, а также интенсивное их использование в учебном процессе привели к кардинальным изменениям в системе образования. Эти изменения затронули структуру системы образования, методологию и технологию процесса обучения во всех звеньях. К с ...
Теории и основные подходы к изучению девиантного поведения
Проблема девиантного поведения изучается давно, но, несмотря на это в современном мире она не становится менее актуальной. Предпосылки изучения девиантного поведения были заложены еще в древности. Научный интерес к категории «поведение» проявлялся уже в античности, когда Демокрит, Сократ, Платон, А ...
Совершенствование организации учебного процесса на основе перехода к
системе зачетных единиц
По мнению проф. Д.Бадарча, одна из причин кризиса традиционной образовательной системы, сформировавшейся в странах, которые расположены на постсоветском пространстве, состоит в глубоко укоренившейся в сознании педагогов и студентов субъект-объектной парадигмы обучения, родоначальником которой был н ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.