Концепция Гербарта о развитии способностей

Образование и педагогика » Педагогическая система Гербарта » Концепция Гербарта о развитии способностей

Страница 2

Для осуществления своих педагогических взглядов Гербарт в 1810 году основал в Кенигсберге особую педагогическую семинарию. Учреждение имело статус закрытого учебного заведения с постоянными учителями. Здесь воспитывалось не более 30 мальчиков, которые с 8-10 лет начинали переводить «Одиссею» и постепенно изучать элементы грамматики. Затем ученикам предлагались исторические рассказы или упражнения в наглядной геометрии. К отстающим ученикам применялись аналитические беседы. Ученики много заучивали. Изучали арифметику, геометрию, тригонометрию, логарифмы, статистику, механику, астрономию. Учителя могли заниматься управлением и обучением учащихся с различными способностями.

Цель воспитания: воспитать добродетельного человека, у которого гармония воли сочетается с этическими идеалами и выработкой многосторонних интересов.

Формирование многостороннего интереса предусматривалось через изучение истории античного мира и древних языков (время), изучение географии и математики (пространство), а также через нравственное воспитание и религию (человек).

Осознание этих идей каждым человеком обеспечивает бесконфликтность социальной жизни и незыблемость государственного устройства

Гербарт является родоначальником формального классического школьного образования, которое включает в себя упорядоченность, системность, основательность. Он связывает философию, психологию, педагогику, этику, эстетику, определяет структуру урока.

Педагог при этом играет огромную роль; обучая, воспитывая, направляя деятельность учащегося, корректируя его поведение, активизируя его эмоциональные и физические силы.

Центральный тезис рассуждений Гербарта - формирование нравственного человека. Это - ядро идеи о гармоническом развитии всех способностей.

Пути достижения такой гармонии - управление, обучение и нравственное воспитание.

Особо важное значение Гербарт отводил воспитывающему обучению, в ходе которого должен развиваться многосторонний интерес (эмпирический, умозрительный, эстетический, симпатический, социальный и религиозный), основанный на возбуждении и поддержании апперцептивного и развитии произвольного внимания.

Гербарт полагал, что наставник должен считаться с индивидуальностью личности, находить в детской душе доброе и опираться на него.

Им были намечены шесть практических способов нравственного воспитания: сдерживающий, направляющий, нормативный, взвешенноясный, морализаторский, увещевающий.

Гербарт считал, что управление должно решать задачу поддержания порядка. Само по себе управление не воспитывает, а лишь создает предпосылки для воспитания. Предлагалась система приемов управления: угроза, надзор, запрет, приказ, включение в деятельность и пр. Гербартианская дидактика охватывает проблематику обучения в узком смысле слова, а также вопросы воспитания: «Обучение без нравственного воспитания есть средство без цели, а нравственное образование . без обучения есть цель, лишенная средств».

Гербарту принадлежит капитальная разработка идеи воспитывающего обучения, основную задачу которого он видел в развитии всестороннего интереса. Интерес определен как интеллектуальная самодеятельность, вызванная обучением и приводящая к формированию у ребенка «собственных свободных душевных состояний». Обучение Гербарт попытался разделить на преподавание и учение. Он искал некую «естественную последовательность» учебного процесса в виде формальных ступеней.

Были определены четыре таких ступени: две - по углублению обучения и две - по осмыслению обучения. Под углублением подразумевался выход на новые знания, под осмыслением соединение этих знаний с уже имеющимися. На первых двух ступенях особенно важны такие методы обучения, как наглядность и беседа. На двух других - самостоятельная работа ученика и слово учителя. Гербартом определены три универсальных метода обучения: описательный, аналитический и синтетический.

Главенствующая роль отдавалась аналитическому методу, при котором надлежало систематизировать знания учащихся. Все три метода следовало применять в совокупности.

Объектом его внимания было гимназическое образование.

Гербартом были определены четыре ступени учебного процесса:

1. введение нового материала

2. установление связи между новым и уже известным

3. обобщение и формулирование выводов

4. практическое применение приобретенных знаний.

Наиболее разработанной в педагогической системе Гербарта является теория обучения.

Ступени обучения в системе И.Ф.Гербарта располагаются в следую­щем порядке: ясность, ассоциация, система, метод.

Определил три универсальных метода обучения:

1. главный аналитический,

2. описательный,

3. синтетический (применять в совокупности).

И.Ф.Гербарт - один из выдающихся педагогов XIX в., чье учение и опыт оказали существенное влияние на практику образования во второй половине XIX-начале ХХ вв. Гербарт во многом определил развитие западной педагогики XIX в.

Страницы: 1 2 

Информация по педагогике:

Особенности инновационного развития высшего образования в зарубежных странах
В XXI в. одним из наиболее значимых факторов стратегического развития мировой цивилизации станет образование, в связи с тем, что новейшие информационные технологии, телекоммуникации определяют эффективность общественных систем и выживаемость всего общества. Само по себе постиндустриальное общество ...

Фольклорные занятия в воспитании
Педагогикой издавна осознавалась важность народного творчества для общего развития ребенка и необходимость применения его в воспитании. Но каждый исторический период выдвигает на первый план свои задачи. В наше время наиболее активной является проблема сохранения национальных традиций, установление ...

Характеристика подвижной игры как средства физического воспитания детей дошкольного возраста
Подвижные игры различной направленности являются очень эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств. Они в наибольшей степени позволяют совершенствовать такие качества как ловкость, быстрота, сила, координация и др. При рациональном использовании игра становится эффекти ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru