Реализация личностно-ориентированного обучения на уроках информатики с учётом возраста учащихся

Страница 1

Особенности личностно-ориентированной модели обучения и их классификация

В традиционной философии образования социально-педагогические модели развития личности описывались в виде извне задаваемых образцов, эталонов познания (познавательной деятельности), а личностно-ориентированное обучение, исходит из признания уникальности субъектного опыта самого ученика как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.

Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика.

В построении модели личностно-ориентированного образования необходимо различать следующие термины:

Индивид – человек как представитель рода, обладающий определёнными генотипическими свойствами, биологически обусловленными качествами (биоритмы, строение организма, психофизиологические особенности).

Индивидуальность – единичное, неповторимое своеобразие каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта собственного развития.

Личность – человек как носитель социальных отношений, имеющий устойчивую систему общественно значимых ценностей, определяющих его принадлежность к той или иной социальной группе.

Личностно-ориентированное образование – это такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность учителя выступают как его субъекты; целью образования является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура его убеждений, на основе которых формируется его "внутренняя модель мира", при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий учащихся, а отношения учитель-ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора.

Традиционно образовательный процесс описывался как учебно-воспитательный, основными составляющими которого являлись обучение и воспитание. На организацию последних направлялись все усилия, так как считалось, что ребёнок развивается только под влиянием специально организованных педагогических воздействий.

Следует отметить, что традиционная педагогика в качестве своей приоритетной задачи всегда выдвигала как цель развитие личности и в этом смысле была личностно-ориентированной.

Но модель личностно-ориентированной школы существенно отличается от других существующих моделей и педагогических систем. В первую очередь тем, что она предоставляет ребёнку большую свободу выбора в процессе обучения. В её рамках не ученик подстраивается под сложившийся обучающий стиль учителя, а учитель, обладая разнообразным технологическим инструментарием, согласует свои приёмы и методы работы с познавательным стилем обучения ребёнка. Таблица сравнения традиционной модели обучения и личностно-ориентированной (Таблица 1) достаточно полно отражает различия в возможностях выбора учителем и учеником целей, содержания и средств обучения.

Таблица 1 Сравнение традиционной модели обучения и личностно-ориентированной

Традиционная модель обучения, ориентированная на ЗУН

Личностно-ориентированная модель обучения (субъектно-личностная модель)

1. Цели обучения задаются учителем.

1. Цели обучения взаимно согласовываются учителем с учениками, зачастую учитель и ученики по отдельности выстраивают собственную систему ожиданий от урока.

2. Ориентир на коллективную и фронтальную работу учителя.

2. Ориентир на самостоятельный поиск, самостоятельную работу. Самостоятельные открытия учащегося.

3 Работа с группами различной успеваемости, учитывающая гуманитарные или естественные предпочтения.

3. Работа с каждым учащимся. Выявление и учёт склонностей и предпочтений в процессе обучения.

4 Работа с конечным результатом.

4 Работа с познавательными стратегиями в процессе познания.

5 Используется дидактический материал, рассчитанный на определённый объем знаний "среднего" ученика.

5 Используется дидактический материал, варьирующийся для учащихся с разной успеваемостью.

6 Устанавливается одинаковый для веек учащихся объем знаний и подбирается в связи с этим учебный материал.

6 Устанавливается объем знаний, рассчитанный для каждого учащегося с учётом их познавательных способностей, и подбирается в связи с этим учебный материал.

7 Изучение учебного материала, задания в котором меняются от простого к сложному и делятся на определённые группы сложности.

7 Изучение учебного материала. сложность которого выбирается учеником и варьируется учителем.

8 Активность класса как группы.

8 Активность каждого учащегося с учётом его возможностей и индивидуальных склонностей.

9 Учитель планирует индивидуальную или групповую работу.

9 Учитель предоставляет возможность выбора ученику групповой или самостоятельной работы.

10 Учитель задаёт темы прохождения учебного материала.

10 Темы прохождения учебного материала согласуются в соответствии с познавательными особенностями ребёнка.

11 Сообщение новых знаний только учителем.

11 Открытие действующих законов, закономерностей, способов решения различных задач при совместном участии учителя и учащихся.

12 Оценка ответа учащегося только учителем.

12 Сначала оценка собственного ответа учащимся, потом — оценка учителя.

13 Использование учителем только количественных способов оценки (баллы, %).

13 Совместное использование учителем и учащимися количественных и качественных способов оценки процесса и результатов познания: учёт способов, фактических результатов, объёма, фактической разницы стартового и промежуточного результатов.

14 Определение объёма, сложности и формы домашнего задания учителем.

14 Возможность выбора учащимся объёма, сложности и формы домашнего задания.

15 Книги для чтения рекомендуются учителем.

15 Книги для чтения выбираются детьми, а учитель согласует различный опыт учащихся в процессе урока.

16 Учителя не интересуют стратегии познания учащихся, а важны исключительно конечные или промежуточные результаты.

16 Учитель помогает осознать учащимся их познавательные стратегии, организуя между учениками обмен стратегиями и способами познания.

17 Изучение учащимся заданных образцов искусства и, исходя из их осознания, участие в собственном творчестве.

17 Ученик изначально является автором различных видов творчества (особенно в литературе), а лишь затем соотносит свои достижения с известными образцами культуры.

18 Определение учителем, обладающим собственным обучающим стилем, "маршрута" познания и подстройка учащимся: под стиль его работы.

18 Согласование учителем собственного обучающего стиля с познавательными предпочтениями и когнитивным стилем учащихся.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по педагогике:

Понятия "дифференциация" и "индивидуализация" обучения
Вне всяких сомнений, для лучшего понимания психологических основ дифференцированного обучения необходимо для начала уточнить содержание понятия "дифференциация обучения", а также его соотношение с понятием "индивидуализация обучения", поскольку однозначная трактовка этих понятий ...

Анализ программ дошкольного воспитания по проблеме развития исследовательской деятельности
С целью выявления направленности содержания дошкольного образования на развитие исследовательских способностей детей мы провели анализ ряда образовательных программ, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации для детей дошкольного возраста. В программе «Из детства – в отрочество ...

Опоры необходимые для понимания текста
Проблема использования опор при обучении чтению текстов на иностранном языке не является новой. В данной статье рассматриваются вопросы: сущность опор при чтении, виды опор при чтении; обучение учащихся старших классов базового уровня поиску опор при чтении текстов на английском языке. Применительн ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru