Особенности личностно-ориентированной модели обучения и их классификация
В традиционной философии образования социально-педагогические модели развития личности описывались в виде извне задаваемых образцов, эталонов познания (познавательной деятельности), а личностно-ориентированное обучение, исходит из признания уникальности субъектного опыта самого ученика как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.
Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика.
В построении модели личностно-ориентированного образования необходимо различать следующие термины:
Индивид – человек как представитель рода, обладающий определёнными генотипическими свойствами, биологически обусловленными качествами (биоритмы, строение организма, психофизиологические особенности).
Индивидуальность – единичное, неповторимое своеобразие каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта собственного развития.
Личность – человек как носитель социальных отношений, имеющий устойчивую систему общественно значимых ценностей, определяющих его принадлежность к той или иной социальной группе.
Личностно-ориентированное образование – это такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность учителя выступают как его субъекты; целью образования является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура его убеждений, на основе которых формируется его "внутренняя модель мира", при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий учащихся, а отношения учитель-ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора.
Традиционно образовательный процесс описывался как учебно-воспитательный, основными составляющими которого являлись обучение и воспитание. На организацию последних направлялись все усилия, так как считалось, что ребёнок развивается только под влиянием специально организованных педагогических воздействий.
Следует отметить, что традиционная педагогика в качестве своей приоритетной задачи всегда выдвигала как цель развитие личности и в этом смысле была личностно-ориентированной.
Но модель личностно-ориентированной школы существенно отличается от других существующих моделей и педагогических систем. В первую очередь тем, что она предоставляет ребёнку большую свободу выбора в процессе обучения. В её рамках не ученик подстраивается под сложившийся обучающий стиль учителя, а учитель, обладая разнообразным технологическим инструментарием, согласует свои приёмы и методы работы с познавательным стилем обучения ребёнка. Таблица сравнения традиционной модели обучения и личностно-ориентированной (Таблица 1) достаточно полно отражает различия в возможностях выбора учителем и учеником целей, содержания и средств обучения.
Таблица 1 Сравнение традиционной модели обучения и личностно-ориентированной
Традиционная модель обучения, ориентированная на ЗУН |
Личностно-ориентированная модель обучения (субъектно-личностная модель) |
1. Цели обучения задаются учителем. |
1. Цели обучения взаимно согласовываются учителем с учениками, зачастую учитель и ученики по отдельности выстраивают собственную систему ожиданий от урока. |
2. Ориентир на коллективную и фронтальную работу учителя. |
2. Ориентир на самостоятельный поиск, самостоятельную работу. Самостоятельные открытия учащегося. |
3 Работа с группами различной успеваемости, учитывающая гуманитарные или естественные предпочтения. |
3. Работа с каждым учащимся. Выявление и учёт склонностей и предпочтений в процессе обучения. |
4 Работа с конечным результатом. |
4 Работа с познавательными стратегиями в процессе познания. |
5 Используется дидактический материал, рассчитанный на определённый объем знаний "среднего" ученика. |
5 Используется дидактический материал, варьирующийся для учащихся с разной успеваемостью. |
6 Устанавливается одинаковый для веек учащихся объем знаний и подбирается в связи с этим учебный материал. |
6 Устанавливается объем знаний, рассчитанный для каждого учащегося с учётом их познавательных способностей, и подбирается в связи с этим учебный материал. |
7 Изучение учебного материала, задания в котором меняются от простого к сложному и делятся на определённые группы сложности. |
7 Изучение учебного материала. сложность которого выбирается учеником и варьируется учителем. |
8 Активность класса как группы. |
8 Активность каждого учащегося с учётом его возможностей и индивидуальных склонностей. |
9 Учитель планирует индивидуальную или групповую работу. |
9 Учитель предоставляет возможность выбора ученику групповой или самостоятельной работы. |
10 Учитель задаёт темы прохождения учебного материала. |
10 Темы прохождения учебного материала согласуются в соответствии с познавательными особенностями ребёнка. |
11 Сообщение новых знаний только учителем. |
11 Открытие действующих законов, закономерностей, способов решения различных задач при совместном участии учителя и учащихся. |
12 Оценка ответа учащегося только учителем. |
12 Сначала оценка собственного ответа учащимся, потом — оценка учителя. |
13 Использование учителем только количественных способов оценки (баллы, %). |
13 Совместное использование учителем и учащимися количественных и качественных способов оценки процесса и результатов познания: учёт способов, фактических результатов, объёма, фактической разницы стартового и промежуточного результатов. |
14 Определение объёма, сложности и формы домашнего задания учителем. |
14 Возможность выбора учащимся объёма, сложности и формы домашнего задания. |
15 Книги для чтения рекомендуются учителем. |
15 Книги для чтения выбираются детьми, а учитель согласует различный опыт учащихся в процессе урока. |
16 Учителя не интересуют стратегии познания учащихся, а важны исключительно конечные или промежуточные результаты. |
16 Учитель помогает осознать учащимся их познавательные стратегии, организуя между учениками обмен стратегиями и способами познания. |
17 Изучение учащимся заданных образцов искусства и, исходя из их осознания, участие в собственном творчестве. |
17 Ученик изначально является автором различных видов творчества (особенно в литературе), а лишь затем соотносит свои достижения с известными образцами культуры. |
18 Определение учителем, обладающим собственным обучающим стилем, "маршрута" познания и подстройка учащимся: под стиль его работы. |
18 Согласование учителем собственного обучающего стиля с познавательными предпочтениями и когнитивным стилем учащихся. |
Информация по педагогике:
Информационные технологии
дистанционного обучения
Основная роль, выполняемая телекоммуникационными технологиями в дистанционном обучении - обеспечение учебного диалога. Обучение без обратной связи, без постоянного диалога между преподавателем и обучаемым невозможно. Обучение (в отличие от самообразования) является диалогичным процессом по определе ...
Цикличность процесса обучения
Второй общий момент для любого вида обучения – это цикличность вышеозначенного процесса, т.е. повторяемость действий педагога и обучающегося от постановки цели к поиску средств и оценке результата. С одной стороны, цикличность предполагает постановку учителем задач и целей, а также оценку усвоенных ...
Сопровождение ребёнка с особенностями развития в интегрированной группе
В рамках грантового проекта «Создание региональной модели помощи людям с психическими нарушениями развития» создан проект интегрированной группы на базе ДОУ № 227 Советского района. Участниками-разработчиками этого проекта являлись: Красноярский Центр Лечебной Педагогики; Отделение Реабилитации Инв ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.