Реализация личностно-ориентированного обучения на уроках информатики с учётом возраста учащихся

Страница 1

Особенности личностно-ориентированной модели обучения и их классификация

В традиционной философии образования социально-педагогические модели развития личности описывались в виде извне задаваемых образцов, эталонов познания (познавательной деятельности), а личностно-ориентированное обучение, исходит из признания уникальности субъектного опыта самого ученика как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.

Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика.

В построении модели личностно-ориентированного образования необходимо различать следующие термины:

Индивид – человек как представитель рода, обладающий определёнными генотипическими свойствами, биологически обусловленными качествами (биоритмы, строение организма, психофизиологические особенности).

Индивидуальность – единичное, неповторимое своеобразие каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта собственного развития.

Личность – человек как носитель социальных отношений, имеющий устойчивую систему общественно значимых ценностей, определяющих его принадлежность к той или иной социальной группе.

Личностно-ориентированное образование – это такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность учителя выступают как его субъекты; целью образования является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребёнка и структура его убеждений, на основе которых формируется его "внутренняя модель мира", при этом процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учётом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий учащихся, а отношения учитель-ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора.

Традиционно образовательный процесс описывался как учебно-воспитательный, основными составляющими которого являлись обучение и воспитание. На организацию последних направлялись все усилия, так как считалось, что ребёнок развивается только под влиянием специально организованных педагогических воздействий.

Следует отметить, что традиционная педагогика в качестве своей приоритетной задачи всегда выдвигала как цель развитие личности и в этом смысле была личностно-ориентированной.

Но модель личностно-ориентированной школы существенно отличается от других существующих моделей и педагогических систем. В первую очередь тем, что она предоставляет ребёнку большую свободу выбора в процессе обучения. В её рамках не ученик подстраивается под сложившийся обучающий стиль учителя, а учитель, обладая разнообразным технологическим инструментарием, согласует свои приёмы и методы работы с познавательным стилем обучения ребёнка. Таблица сравнения традиционной модели обучения и личностно-ориентированной (Таблица 1) достаточно полно отражает различия в возможностях выбора учителем и учеником целей, содержания и средств обучения.

Таблица 1 Сравнение традиционной модели обучения и личностно-ориентированной

Традиционная модель обучения, ориентированная на ЗУН

Личностно-ориентированная модель обучения (субъектно-личностная модель)

1. Цели обучения задаются учителем.

1. Цели обучения взаимно согласовываются учителем с учениками, зачастую учитель и ученики по отдельности выстраивают собственную систему ожиданий от урока.

2. Ориентир на коллективную и фронтальную работу учителя.

2. Ориентир на самостоятельный поиск, самостоятельную работу. Самостоятельные открытия учащегося.

3 Работа с группами различной успеваемости, учитывающая гуманитарные или естественные предпочтения.

3. Работа с каждым учащимся. Выявление и учёт склонностей и предпочтений в процессе обучения.

4 Работа с конечным результатом.

4 Работа с познавательными стратегиями в процессе познания.

5 Используется дидактический материал, рассчитанный на определённый объем знаний "среднего" ученика.

5 Используется дидактический материал, варьирующийся для учащихся с разной успеваемостью.

6 Устанавливается одинаковый для веек учащихся объем знаний и подбирается в связи с этим учебный материал.

6 Устанавливается объем знаний, рассчитанный для каждого учащегося с учётом их познавательных способностей, и подбирается в связи с этим учебный материал.

7 Изучение учебного материала, задания в котором меняются от простого к сложному и делятся на определённые группы сложности.

7 Изучение учебного материала. сложность которого выбирается учеником и варьируется учителем.

8 Активность класса как группы.

8 Активность каждого учащегося с учётом его возможностей и индивидуальных склонностей.

9 Учитель планирует индивидуальную или групповую работу.

9 Учитель предоставляет возможность выбора ученику групповой или самостоятельной работы.

10 Учитель задаёт темы прохождения учебного материала.

10 Темы прохождения учебного материала согласуются в соответствии с познавательными особенностями ребёнка.

11 Сообщение новых знаний только учителем.

11 Открытие действующих законов, закономерностей, способов решения различных задач при совместном участии учителя и учащихся.

12 Оценка ответа учащегося только учителем.

12 Сначала оценка собственного ответа учащимся, потом — оценка учителя.

13 Использование учителем только количественных способов оценки (баллы, %).

13 Совместное использование учителем и учащимися количественных и качественных способов оценки процесса и результатов познания: учёт способов, фактических результатов, объёма, фактической разницы стартового и промежуточного результатов.

14 Определение объёма, сложности и формы домашнего задания учителем.

14 Возможность выбора учащимся объёма, сложности и формы домашнего задания.

15 Книги для чтения рекомендуются учителем.

15 Книги для чтения выбираются детьми, а учитель согласует различный опыт учащихся в процессе урока.

16 Учителя не интересуют стратегии познания учащихся, а важны исключительно конечные или промежуточные результаты.

16 Учитель помогает осознать учащимся их познавательные стратегии, организуя между учениками обмен стратегиями и способами познания.

17 Изучение учащимся заданных образцов искусства и, исходя из их осознания, участие в собственном творчестве.

17 Ученик изначально является автором различных видов творчества (особенно в литературе), а лишь затем соотносит свои достижения с известными образцами культуры.

18 Определение учителем, обладающим собственным обучающим стилем, "маршрута" познания и подстройка учащимся: под стиль его работы.

18 Согласование учителем собственного обучающего стиля с познавательными предпочтениями и когнитивным стилем учащихся.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по педагогике:

Информационные технологии дистанционного обучения
Основная роль, выполняемая телекоммуникационными технологиями в дистанционном обучении - обеспечение учебного диалога. Обучение без обратной связи, без постоянного диалога между преподавателем и обучаемым невозможно. Обучение (в отличие от самообразования) является диалогичным процессом по определе ...

Цикличность процесса обучения
Второй общий момент для любого вида обучения – это цикличность вышеозначенного процесса, т.е. повторяемость действий педагога и обучающегося от постановки цели к поиску средств и оценке результата. С одной стороны, цикличность предполагает постановку учителем задач и целей, а также оценку усвоенных ...

Сопровождение ребёнка с особенностями развития в интегрированной группе
В рамках грантового проекта «Создание региональной модели помощи людям с психическими нарушениями развития» создан проект интегрированной группы на базе ДОУ № 227 Советского района. Участниками-разработчиками этого проекта являлись: Красноярский Центр Лечебной Педагогики; Отделение Реабилитации Инв ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru