В коммуникативном аспекте – владение учителем различными способами управления, построенными на определённых типах отношений; на субъект – объектных отношениях – манипуляция сознанием ребенка или на субъект – субъектных отношениях – актуализация потенциала ребенка («управление»).
Выделенные компоненты можно представить в виде трёхмерной модели структуры, задающей восемь октантов, где в качестве осей координат выступают «ценности», «компетентность», «управление». Можно представить восемь типов позиции педагога как комбинации обозначенных компонентов.
1. Наличие ценностей образования и развития — высокий уровень профессиональной компетентности – актуализация.
2. Отсутствие ценностей образования и развития — высокий уровень профессиональной компетентности — манипуляция.
3. Отсутствие ценностей образования и развития — низкий уровень профессиональной компетентности – манипуляция.
4. Наличие ценностей образования и развития — низкий уровень профессиональной компетентности – актуализация.
5. Наличие ценностей образования и развития — высокий уровень профессиональной компетентности – манипуляция.
6. Наличие ценностей образования и развития — низкий уровень профессиональной компетентности – манипуляция.
7. Отсутствие ценностей образования и развития — низкий уровень профессиональной компетентности — актуализация.
8. Отсутствие ценностей образования и развития — высокий уровень профессиональной компетентности — актуализация.
Таким образом, выбор ролевых позиций педагога напрямую зависит от его профессиональных качеств. В позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности.
Информация по педагогике:
Учебник математики как источник знаний и средство обучения младших
школьников
Среди всех видов учебной литературы особое место занимает школьный учебник, который по своему содержанию и структуре обязательно соответствует учебной программе по предмету. Учебники, созданные на основе типовых учебных программ, рекомендуются Министерством образования России для всех школ страны. ...
Возрастные особенности детей младшего школьного возраста в процессе общения
и конфликта
В общеобразовательном учреждении можно выделить четыре основных субъекта деятельности: ученик, учитель, родители и администратор. В зависимости от того, какие субъекты вступают во взаимодействие, конфликты подразделяют на виды: ученик-ученик; ученик-учитель; ученик-родители; ученик-администратор; у ...
Характеристика и состав испытуемых
Экспериментально-практическое изучение особенностей навыка чтения у младших школьников с ОНР проводилось нами на базе МОУ СОШ с. Ленинское, Ленинского района, Еврейской Автономной области, в 2010 – 2011 учебном году. Основную группу (ОГ) составили 10 учащихся первых классов в возрасте 7-8 лет, имев ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.