В коммуникативном аспекте – владение учителем различными способами управления, построенными на определённых типах отношений; на субъект – объектных отношениях – манипуляция сознанием ребенка или на субъект – субъектных отношениях – актуализация потенциала ребенка («управление»).
Выделенные компоненты можно представить в виде трёхмерной модели структуры, задающей восемь октантов, где в качестве осей координат выступают «ценности», «компетентность», «управление». Можно представить восемь типов позиции педагога как комбинации обозначенных компонентов.
1. Наличие ценностей образования и развития — высокий уровень профессиональной компетентности – актуализация.
2. Отсутствие ценностей образования и развития — высокий уровень профессиональной компетентности — манипуляция.
3. Отсутствие ценностей образования и развития — низкий уровень профессиональной компетентности – манипуляция.
4. Наличие ценностей образования и развития — низкий уровень профессиональной компетентности – актуализация.
5. Наличие ценностей образования и развития — высокий уровень профессиональной компетентности – манипуляция.
6. Наличие ценностей образования и развития — низкий уровень профессиональной компетентности – манипуляция.
7. Отсутствие ценностей образования и развития — низкий уровень профессиональной компетентности — актуализация.
8. Отсутствие ценностей образования и развития — высокий уровень профессиональной компетентности — актуализация.
Таким образом, выбор ролевых позиций педагога напрямую зависит от его профессиональных качеств. В позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности.
Информация по педагогике:
Требования к речи учащихся
Развивая речь учащихся, школа придерживается ряда совершенно ясных, четко определенных характеристик речи, к которым следует стремиться и которые служат критериями оценки ученических устных и письменных высказываний. Во-первых, это требование содержательности. Рассказ или сочинение должны быть пост ...
Психолого-педагогические основы применения современных информационных
технологий в экологическом образовании
Развитие информационных технологий обработки, хранения данных (информации) и широкое их использование в сфере образования способствовало появлению термина «технология» в педагогике, где он используется в различных сочетаниях: педагогическая технология, образовательная технология, технология воспита ...
Профессиональные позиции педагога
Позиция педагога – это система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической деятельности в частности, которые являются источником его активности. Она определяется, с одной стороны, теми требованиями, ожиданиями и возможностями, которые предъявляет и предос ...
Дистанционное обучение
Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.