Профессиональные позиции педагога

Страница 2

Вторая позиция – «уровневая» – характеризует иерархическую связь педагога и воспитанников в их взаимодействии, то есть это расположенность субъектов по отношению друг к другу «по вертикали»: «под», «над», «наравне». Для положения «над» характерно административное давление на ученика, так как «он мал, неопытен, неумел». Положение «под» – это преклонение перед природой детства, боязнь вмешательства в процесс развития ребенка; чаще всего такой учитель превращается в обслуживающий персонал, потакающий любому капризу ребенка. Положение «наравне» – это признание Человека и в ребенке, и в педагоге; при этом характерно взаимное уважение личности с обеих сторон. Только в исключительных случаях педагог позволяет себе занять позицию «над», то есть подчинить себе волю ребенка в силу ответственности и опыта взрослого.

Третья позиция – кинетическая («кинетика» – движение), характеристика предполагает положение человека по отношению к другому в совместной деятельности, в совместном движении к цели: «впереди», «сзади», «вместе». Позиция «впереди» выражает авангардную роль педагога, то есть он ведет за собой своих учеников. Роль ведомого выражается характеристикой «сзади». «Вместе»: оба субъекта вырабатывают стратегию совместных действий для достижения общей цели. Думается, однозначности выбора здесь не может быть. В главном – педагог «впереди», в мелочах – «сзади», в целом – «вместе» с детьми идет по жизни учитель, преодолевая с ними все её препятствия.

Таким образом, с точки зрения отношения к назначению своей профессии эталоном можно считать позицию: рядом, наравне, вместе, но чуть впереди.

Разделение учителем ролевых позиций в образовательной парадигме строится на качественно новых взаимоотношениях с обучающимися (доверие, взаимопонимание, сопереживание, сочувствие, взаимопомощь).

При реализации функций взаимодействия в задачу учителя входит не подавлять активность, а обеспечивать внутреннюю мотивацию, чтобы учащийся захотел говорить, читать, писать и добывать новую информацию. Здесь, как отмечается многими педагогами и психологами, на первый план выходят позиции учителя - наделенного функциями помощника, советчика и учителя-партнера, реализующего диалоговый характер воздействия на личность ученика. Эти позиции, в свою очередь, способствуют реализации главной функции учителя – управление взаимодействием обучающихся, установлению новой формы педагогической деятельности – личностно-ориентированного коммуникативного взаимодействия.

В личностно-ориентированном подходе к учебному процессу прослеживается новая роль учителя, который является субъектом взаимодействия с учащимися на уроке, оказывает дидактическое воздействие, организуя познавательную деятельность учащихся, обеспечивая внутренние мотивы и желания учителя, проявлять самостоятельность в получении новой информации. При этом учитель всё более стимулирует интеллектуальную активность, побуждая студентов решать проблемные задачи, раскрывая интеллектуальный потенциал, творческую потребность обучающегося.

Какой бы роли и позиции учитель не поддерживался он всегда находится под сильнейшим контролем, под каким не находится ни один человек в мире, - говорил М.И. Калинин. – «Десятки детских глаз смотрят на него, и нет ничего более внимательного, более зоркого, более восприимчивого в отношении разных нюансов психической жизни человека, никто так не уловит все тонкости, как детский глаз».

Профессиональная позиция педагога оформляется как особое образование в результате взаимопроникновения профессиональных и индивидуальных личностных черт учителя. Л. Митина рассматривает позицию как составную часть педагогической направленности и выражающуюся в отношении к ребенку, к самом себе, к своей деятельности; Н.Г. Алексеев говорит о том, что если рассматривать понятие «позиция» как «способ реализации ценностей», то позиция педагога выступает как комплексная профессионально-личностная характеристика, отвечающая не только на вопрос об отношении, но и на вопрос о способах действии, т.е. реализации своих отношений в образовательном процессе.

Наиболее существенными компонентами структуры позиции педагога в личностном, деятельностном и коммуникативном аспектах образовательной деятельности являются:

В личностном аспекте – это наличие у педагога ценностей образования и развития субъекта деятельности («ценности»).

В деятельностном аспекте – владение педагогом профессиональными знаниями, средствами и методами обучения и воспитания («компетентность»).

Страницы: 1 2 3

Информация по педагогике:

О компьютерном подходе к решению расчетных химических задач
Вооружение учащихся знаниями и навыками использования современных ЭВМ в учебном процессе, на наш взгляд, один из наиболее. перспективных путей повышения эффективности обучения. Применение современных ЭВМ, в частности, при обучении химии не может сводиться лишь к ускорению расчетов. Оно должно быть ...

Экологическое образование вчера, сегодня, завтра
Экологическое образование прошло длинный путь в своём развитии от относительной неопределённости целеё и задач до всеобщего признания. Предшественниками экологического образования были Ж.Ж. Руссо, А. Гумбольдт, Э. Геккель, К.Д.Ушинский и др. однако фундамент современного экологического образования ...

Характеристика стилей межличностного общения. Педагогическое общение
Индивидуальное своеобразие педагога, его неповторимость определяют стилевые особенности деятельности, которые связываются с конкретными способами ее осуществления. Каждый педагог склонен максимально использовать свои индивидуальные особенности, обеспечивающие успех в деятельности, и преодолевать те ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru