Роль педагога в развитии детского коллектива

Страница 3

В свою очередь, проектирование каждого вида совместной деятельности – это проектирование процесса решения коллективным способом конкретных задач по достижению индивидуально и коллективно значимого результата.

Лутошкин А.Н. выделяет пять стадий развития детского коллектива:

- «песчаная россыпь» - в таких группах отсутствуют авторитетные люди, хорошие организаторы, вокруг которых могли бы сплотиться ребя­та;

«мягкая глина» - в группе еще нет коллектива, нет опыта, не все понима­ют друг друга, не все готовы прийти другому на помощь, нет дисципли­ны, ей (группе) особенно нужен хороший вожак, который смог бы повес­ти за собой;

- «мерцающий маяк» - в таком коллективе есть на кого опереться, авторитетные организаторы, актив. Однако активность ко­манды всплесками, да и то не у всех;

- «алый парус» - товарищеские взаимоотношения н искренняя заинтересованность делами друг друга и всего коллектива со­четаются с принципиальной и взаимной требовательностью;

- «горящий факел» - дружба, взаимопонимание, ответ­ственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив.

В коллективе детей, достигнувшем высокого уровня сотрудничества, педагог преимущественно занимает позицию советника, консультанта. Предоставляя возможность для детского самоуправления, педагог помогает в разрешении спорных вопросов и стимулирует стремление детского сообщества к сотрудничеству и сотворчеству.

Таким образом, современная гибкая педагогическая технология организации детского коллектива позволяет реализовать гуманистические идеи сотрудничества, сотворчества, совместной развивающейся деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, возможностью личностной самореализации и самовыражения.

Выбор ролевых позиций педагога напрямую зависит от его профессиональных качеств. В позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности.

Одну из ведущих ролей в формировании детского коллектива играет стиль педагогической деятельности. От стиля педагогической деятельности зависит, каким будет коллектив.

Существуют различные стили педагогической деятельности: авторитарный, попустительский, демократический, общение на основе вовлечение в совместную деятельность и др., использование которых в большей мере зависит от степени мастерства педагога и его личностных особенностей.

Развитие ученического коллектива — сложный и противоречивый процесс, осуществляемый с различной степенью интенсивности. В нем возможны остановки, движение вспять. Однако в целом это не стихийный, а педагогически управляемый процесс.

Современная гибкая педагогическая технология организации детского коллектива позволяет реализовать гуманистические идеи сотрудничества, сотворчества, совместной развивающейся деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, возможностью личностного самовыражения и самореализации.

Таким образом, воспитательное взаимодействие детей и педагогов имеет большое значение в становлении детской личности и индивидуальности. Оно не противостоит и не противоречит воспитанию в коллективе, а, наоборот, обогащает его, является его необходимым дополнением. Индивидуально-личностное взаимодействие обеспечивает индивидуализацию воспитания в целостном педагогическом процессе.

Страницы: 1 2 3 

Информация по педагогике:

Задачи и содержание умственного развития
В процессе воспитания и обучения дошкольников с нарушениями слуха осуществляется их разностороннее развитие. Важность правильно организованного обучения для развития ребенка подчеркивают многие психологи и педагоги. При этом Л.С. Выготский особо акцентировал внимание на умственном развитии в процес ...

Педагогическое наследие гербарта
Первый педагогический труд Гербарта посвящен творчеству Песталоцци. Основные труды Гербарта («Общая педагогика, выведенная из целей воспитания» (1806), «Учебник психологии» (1816; рус. пер. 1875), «Психология как наука, основанная на опыте, метафизике и математике» (т. 1-2, 1824-25), «Очерк лекций ...

Педагогические условия использования игрового занимательного материала на занятиях математики в начальной школе
Перед тем, как подбирать задания и всевозможные игры для применения на занятиях, мы выявили, какие умения лежат в основе сложения и вычитания в пределах 10: последовательность чисел в отрезке от 1 до 10 нумерация толк числа отношения «огромнее», «поменьше» состав числа Все эти умения нужны для созн ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru