Нарушение интеллекта как психолого-педагогическая проблема

Страница 3

Одной из таких причин, по мнению некоторых авторов, является дисгармоничное развитие личности, в основе которого лежат такие этиологические факторы, как особенности внутриутробного развития, перинатальные патологии различной степени тяжести, эндокринные нарушения, генетические патологии. Так, считается, что замедленный биологический возраст у детей обусловлен перинатальными вредностями, ведущими к недостаточному морфофункциональному созреванию организма. Другие авторы считают существенными те социальные условия, в которых живет и воспитывается ребенок, — внутри-семейные отношения, личные качества учителей и воспитателей, психологический климат в дошкольном коллективе. Например, каждый специалист знает, какое отрицательное влияние на весь процесс развития личности, на обучение, на поведение оказывают неблагоприятные семейные отношения.

Помимо психолого-педагогического аспекта данной проблемы, нельзя недооценивать значение функционального состояния организма ребенка и особенностей центральной нервной системы (ЦНС) ребенка. Имеющиеся клинические наблюдения и нейропсихологические исследования показывают, что при недоразвитии лобных долей неизменно отмечается нарушение личностных компонентов. Морфологической основой нарушения высших психических функций, в частности мышления, может служить недоразвитие лобной системы коры больших полушарий мозга.

Описаны различные варианты нарушений темпов развития: от психофизического и психического инфантилизма как обратимого состояния, до тех нарушений, которые возникают на органическом фоне и дают значительно худшую динамику. Наиболее тяжелые формы задержек психического развития обусловлены остаточными явлениями после перенесенных органических поражений ЦНС, а наиболее легкие — при функционально-динамических нарушениях.

Данные ЭЭГ-исследований детей с задержкой развития показывают, что у большинства таких детей имеются отклонения корковой ритмики, свидетельствующие о функциональной или органической недостаточности ЦНС. Степень этих изменений коррелирует с особенностями клинической картины.

Особенно важное значение на современном этапе приобретает концепция психического развития умственно отсталого ребенка, которую выдвинул Л.С. Выготский – один из первых исследователей олигофрении. Рассматривая процесс развития умственно отсталого ребёнка как единый процесс, где последующий этап развития зависит от предыдущего, а каждый последующий способ реагирования зависит от реагирования ранее, Л.С. Выготский указывает на необходимость различать первичный дефект и вторичные осложнения развития. Л.С. Выготский отмечал, что нельзя выводить особенности психики умственно отсталого ребёнка из основной причины его отсталости – факта поражения его головного мозга. Это значило бы игнорирование процесса развития. Отдельные особенности психики находятся в чрезвычайно сложном положении к основной причине.

Важнейший вывод, к которому приходит Л.С. Выготский, что умственно отсталый ребёнок "принципиально способен к культурному развитию, принципиально может выработать в себе высшие психические функции, но фактически оказывается часто культурно недоразвитым и лишённым этих высших функций".

И объясняется это историей развития умственно отсталого ребёнка, т.е. когда биологическая неполноценность лишает его возможности своевременно усваивать культуру человечества.

Л.С. Выготский выдвинул глубоко содержательную концепцию психического развития умственно отсталого ребёнка, которая не потеряла своей актуальности и сегодня.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Информация по педагогике:

Тематическое планирование
Раздел "Тематическое планирование" полностью соответствует содержанию примерной программы по музыке и предлагает два варианта организации учебного материала. Первый вариант обеспечивает достаточную подготовку школьников для продолжения образования на следующих ступенях системы непрерывног ...

Характеристика развития ребенка в дошкольном возрасте
В дошкольном возрасте деятельность ребенка ста­новится более сложной и разнообразной. Постепенно совершенствуется способность играть и рисовать, ле-, пить, строить по собственному замыслу. Возрастает роль коры головного мозга в регуляции поведения, повышается работоспособность нервной системы. Слож ...

Деятельность классного руководителя
Реализация модели классного руководителя XXI в. предполагает осуществление определенных задач, цели и содержания деятельности классного руководителя. Целью деятельности классного руководителя является организация целостного педагогического процесса и осуществление его руководства. Определяющим комп ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru