Условия активизации профессионального роста руководителя образовательного учреждения

Образование и педагогика » Условия активизации профессионального роста руководителя образовательного учреждения

Страница 1

Профессиональное становление и рост руководителя образовательного учреждения сложный процесс, требующий системного анализа личности, как в структурном, так и в динамическом аспектах.

Термин “профессиональное развитие”, “профессиональное становление личности” стал предметом исследования многих авторов (С.Т. Вершловский, Е.М. Борисова, Э.Ф. Зеер, А.Б. Каганов, Г.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, Н.В. Кузьмина, А.И. Щербаков и другие).

Изучение психолого-педагогической литературы позволило нам определить профессиональное развитие как готовность к постоянному профессиональному росту; поиск оптимальных приемов качественного и творческого выполнения деятельности в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями человека. В качестве оснований для дифференциации исследуемого процесса выделены социальные ситуации и ведущая деятельность. В зависимости от изменения социальной ситуации и характера ведущей деятельности выделяются такие стадии: оптация, профессиональная подготовка, профессиональная адаптация, профессионализация, профессиональное мастерство.

На начальных стадиях профессиональное развитие детерминировано внешними обстоятельствами социальной ситуацией и ведущей деятельностью. Биопсихические свойства и психологические особенности влияют лишь на динамику становления личности.

Стабилизация внешних условий создает предпосылки стагнации профессионального роста руководителя. Поэтому фактором дальнейшего личностно-профессионального развития становится внутренняя среда личности, ее активность, потребность в творчестве, профессиональной самостоятельности, реализации себя.

Условием профессионального мастерства является сверхнормативная активность личности. На определенной стадии своего личностно-профессионального развития, проявляя сверхнормативную активность, личность преодолевает сложившиеся стереотипы в способах деятельности, творчески преобразует ее, тем самым реализует себя на более высоком качественном уровне. Поэтому анализ внутренних условий развития руководителя образовательного учреждения как субъекта деятельности, взаимоотношения внутреннего и внешнего как момент сопоставления личности и управленческой деятельности перерастает в проблему психолого-педагогического анализа. Основой данного анализа становятся взаимовлияния основных характеристик управленческой деятельности и личности руководителя образовательного учреждения на разных стадиях профессионального развития, а также условия ее актуализации.

В зарубежной психологии исследователи придерживаются четырех основных концепций профессионализма:

традиционной концепции Парсонса Дейвиса, согласно которой человек профессионален с момента рождения, и достаточно изучить его индивидуальные особенности, чтобы определить именно профессиональную деятельность;

теории образов или “структурной теории” Лемана Миллера, предполагающей поиск общих схематических описаний людей и их работы;

мотивационной теории А. Маслоу, изучающей факторы, влияющие на успешность деятельности и степень удовлетворенности ею;

концепции индивидуализации Сьюпера Тидемана, главное место в которой занимает теория развития.

Н.В. Кузьмина, определяя профессионализм как качественную характеристику субъекта деятельности представителя данной профессии, выделяет три общих признака профессионализма:

владение специальными знаниями о целях, содержании, объекте и средствах труда;

владение специальными умениями на подготовительном, исполнительном, итоговом этапах деятельности;

овладение специальными свойствами личности и характера, позволяющими осуществлять процесс деятельности и получать искомые результаты .

Профессионализм деятельности руководителей различных профессии и сфер деятельности относительно недавно стал предметом специальных исследований в области акмеологии, психологии личности и деятельности (К.А. АбульхановаСлавская, Б.Г. Ананьев, В.Г. Асеев, А.А. Бодалев, С.Л. Рубинштейн); психологии развития (Л.И. Анциферова, А.В. Брушлинский, Л.И. Божович, И.В. Дубровина, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, В.С. Мухина, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков); психологии труда и профессий (Е.А. Климов, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов).

Как отмечает Н.В. Кузьмина, профессиональная деятельность рассматривается как решение бесчисленного ряда репродуктивных и творческих задач,связанных с непосредственным содержанием деятельности. С ее точки зрения, человек в процессе самореализации его творческого потенциала развивается, вырабатывая свои собственные интегративные схемы разных типов, а именно: синтеза знаний, получаемых из разных источников; приведения их в систему в целях применения на практике в процессе решения теоретических и практических задач; осуществления обратной связи.

А.К. Маркова отмечает, что как только человек начинает ставить перед собой задачи самореализации своей личности в труде, он неизбежно обращается к познанию себя как профессионала .

Страницы: 1 2 3 4

Информация по педагогике:

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru