Условия активизации профессионального роста руководителя образовательного учреждения

Образование и педагогика » Условия активизации профессионального роста руководителя образовательного учреждения

Страница 1

Профессиональное становление и рост руководителя образовательного учреждения сложный процесс, требующий системного анализа личности, как в структурном, так и в динамическом аспектах.

Термин “профессиональное развитие”, “профессиональное становление личности” стал предметом исследования многих авторов (С.Т. Вершловский, Е.М. Борисова, Э.Ф. Зеер, А.Б. Каганов, Г.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, Н.В. Кузьмина, А.И. Щербаков и другие).

Изучение психолого-педагогической литературы позволило нам определить профессиональное развитие как готовность к постоянному профессиональному росту; поиск оптимальных приемов качественного и творческого выполнения деятельности в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями человека. В качестве оснований для дифференциации исследуемого процесса выделены социальные ситуации и ведущая деятельность. В зависимости от изменения социальной ситуации и характера ведущей деятельности выделяются такие стадии: оптация, профессиональная подготовка, профессиональная адаптация, профессионализация, профессиональное мастерство.

На начальных стадиях профессиональное развитие детерминировано внешними обстоятельствами социальной ситуацией и ведущей деятельностью. Биопсихические свойства и психологические особенности влияют лишь на динамику становления личности.

Стабилизация внешних условий создает предпосылки стагнации профессионального роста руководителя. Поэтому фактором дальнейшего личностно-профессионального развития становится внутренняя среда личности, ее активность, потребность в творчестве, профессиональной самостоятельности, реализации себя.

Условием профессионального мастерства является сверхнормативная активность личности. На определенной стадии своего личностно-профессионального развития, проявляя сверхнормативную активность, личность преодолевает сложившиеся стереотипы в способах деятельности, творчески преобразует ее, тем самым реализует себя на более высоком качественном уровне. Поэтому анализ внутренних условий развития руководителя образовательного учреждения как субъекта деятельности, взаимоотношения внутреннего и внешнего как момент сопоставления личности и управленческой деятельности перерастает в проблему психолого-педагогического анализа. Основой данного анализа становятся взаимовлияния основных характеристик управленческой деятельности и личности руководителя образовательного учреждения на разных стадиях профессионального развития, а также условия ее актуализации.

В зарубежной психологии исследователи придерживаются четырех основных концепций профессионализма:

традиционной концепции Парсонса Дейвиса, согласно которой человек профессионален с момента рождения, и достаточно изучить его индивидуальные особенности, чтобы определить именно профессиональную деятельность;

теории образов или “структурной теории” Лемана Миллера, предполагающей поиск общих схематических описаний людей и их работы;

мотивационной теории А. Маслоу, изучающей факторы, влияющие на успешность деятельности и степень удовлетворенности ею;

концепции индивидуализации Сьюпера Тидемана, главное место в которой занимает теория развития.

Н.В. Кузьмина, определяя профессионализм как качественную характеристику субъекта деятельности представителя данной профессии, выделяет три общих признака профессионализма:

владение специальными знаниями о целях, содержании, объекте и средствах труда;

владение специальными умениями на подготовительном, исполнительном, итоговом этапах деятельности;

овладение специальными свойствами личности и характера, позволяющими осуществлять процесс деятельности и получать искомые результаты .

Профессионализм деятельности руководителей различных профессии и сфер деятельности относительно недавно стал предметом специальных исследований в области акмеологии, психологии личности и деятельности (К.А. АбульхановаСлавская, Б.Г. Ананьев, В.Г. Асеев, А.А. Бодалев, С.Л. Рубинштейн); психологии развития (Л.И. Анциферова, А.В. Брушлинский, Л.И. Божович, И.В. Дубровина, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, В.С. Мухина, В.В. Рубцов, В.И. Слободчиков); психологии труда и профессий (Е.А. Климов, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов).

Как отмечает Н.В. Кузьмина, профессиональная деятельность рассматривается как решение бесчисленного ряда репродуктивных и творческих задач,связанных с непосредственным содержанием деятельности. С ее точки зрения, человек в процессе самореализации его творческого потенциала развивается, вырабатывая свои собственные интегративные схемы разных типов, а именно: синтеза знаний, получаемых из разных источников; приведения их в систему в целях применения на практике в процессе решения теоретических и практических задач; осуществления обратной связи.

А.К. Маркова отмечает, что как только человек начинает ставить перед собой задачи самореализации своей личности в труде, он неизбежно обращается к познанию себя как профессионала .

Страницы: 1 2 3 4

Информация по педагогике:

Определение понятия "часто болеющий ребенок"
В системе охраны здоровья матери и ребенка проблема часто болеющих детей (ЧБД) остается важной не только с медико-социальной, но и с экономической точки зрения. Основной объем ЧБД среди детского населения приходится на возраст 3 - 4 лет. Кроме этого, современные исследования показывают, что на долю ...

Методика формирования универсальных учебных действий младших школьников
По Федеральному государственному образовательному стандарту программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования должна содержать: описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования; связь универсальных ...

Учебник математики как источник знаний и средство обучения младших школьников
Среди всех видов учебной литературы особое место занимает школьный учебник, который по своему содержанию и структуре обязательно соответствует учебной программе по предмету. Учебники, созданные на основе типовых учебных программ, рекомендуются Министерством образования России для всех школ страны. ...

Дистанционное обучение

Дистанционное обучение

Дистанционную форму обучения специалисты по стратегическим проблемам образования называют образовательной системой 21 века.

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.easilyeducation.ru